logo
sandvige Меню

Лекция о чудотворных иконах Богоматери в Центральной библиотеке имени Лермонтова в Ярославле

17 сентября, в воскресенье, в Центральной библиотеке имени М. Ю. Лермонтова Ярославля состоялась лекция пресс-секретаря игумена Спасо-Яковлевского монастыря города Ростова Великого Марии Леонидовны Рубцовой «Похвала Богородице. Чудотворные иконы Ростово-Ярославской земли ХVII — ХХI веков». Это была третья часть небольшого цикла, посвящённого чудотворным иконам Богоматери, прославившихся в нашем крае за несколько минувших столетий.

Начала Мария Леонидовна свой рассказ с удивительного факта о том, что в середине 1990-х годов в Ростовский Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь известным старцем и первым духовником этой обители архимандритом Павлом (Груздевым) было передано большое число старинных икон, собранных им из закрывшихся церквей по всей Ярославской области. Среди них были иконы, о которых и шла речь во время этой встречи.

Вначале вспомнили Лиддскую-Римскую икону Богородицы, чтимую святыню Ростовского Борисоглебского на Устье монастыря, основанного учениками преподобного Сергия Радонежского Фёдором и Павлом. И эта обитель многим известна благодаря своей яркой истории и не менее яркому архитектурному ансамблю. Недалеко же от этого монастыря, в 2-х километрах от него, находится храм Святой Троицы на Бору. Точнее, находятся руины этого храма и сохранившаяся колокольня. Мало кто знает, что c древности и до времён Екатерины II на этом месте существовал женский монастырь, причём вклады в него делал, к примеру, Иоанн Грозный. Икона Святой Троицы ХVI века, происходящая из Троице-Борского монастыря и сейчас находящаяся в Государственной Третьяковской галерее по мнению специалистов является вкладом этого царя. 

В обители принимали монашеский постриг, в том числе, и женщины из знатных родов. Так в начале XVIII века в ней жила Прасковья Алексеевна Нарышкина, вдова Ивана Кирилловича Нарышкина, родного дяди Петра I. На её средства вместо деревянного был построен Троицкий храм монастыря в том самом стиле «нарышкинского барокко», который получил своё наименование от построек в усадьбах этой знаменитой семьи. В этот храм как великую семейную реликвию Прасковья Алексеевна подарила икону Божией Матери «Знамение», украшенную дорогой позолоченной ризой и драгоценными камнями. Икона стала почитаемой святыней и с середины XVIII века с ней проходил ежегодный крестный ход из Троице-Борского монастыря в Спасо-Яковлевский монастырь в Ростове. 

Об уединённой обители Святой Троицы на Бору заботились и Пётр Великий (сохранились его распоряжения и письма на этот счёт), и первый фельдмаршал России Борис Петрович Шереметев, владения которого начинались неподалёку от этих мест. Немало крепостных девушек графа Б. П. Шереметева стали послушницами или монахинями в этом монастыре. 

Прослушали мы и историю почитания иконы Божией Матери «Знамения» царствующей династией Романовых и графским родом Шереметевых. Благодаря этому рассказу узнали о почитаемых списках с иконы Богоматери «Знамение», связанных с династией Романовых и Шереметевыми, хранившихся в Знаменском монастыре в Китай-городе и Знаменской церкви на Шереметевом дворе в Москве, а также узнали про почитаемую икону «Знамение» из Царского Села, перед которой более двух часов молилась Елизавета Петровна перед тем, как решиться взять власть в свои руки. 

История про икону Божией Матери «Отрада, или Утешение», келейный образ св. Дмитрия Ростовского, которая сопровождала его в путешествиях и была свидетельницей всех его келейных подвигов, привела нас в Ватопедский монастырь, один из древнейших на Святой горе Афон. В этой обители хранится 10 богородичных чудотворных икон. Главная из них и есть «Отрада, или Утешение». Её появление в России связывают с приездом в первой половине XVI века Максима Грека, ватопедского монаха, принимавшего у нас в стране участие в «книжной справе». 

Второй келейной иконой св. Дмитрия Ростовского была икона «Богоматерь с молящимися Ростовскими чудотворцами», которую часто называют «Ростовской-Боголюбской». Этой иконой ростовцы встречали у себя нового митрополита Димитрия 1 марта 1702 года.

Перед этими двумя иконами он и скончался во время ночной молитвы 28 октября 1709 года, когда был найден келейником. 

С другой Боголюбской иконой Богородицы была связана история избавления от «морового поветрия» в 1771 году небольшого города Петровска Ярославской губернии. Речь про одну из самых известных эпидемий в России – эпидемию чумы 1771 – 1772 гг. История самой эпидемии и связанного с ней «чумного бунта» оказалась в немалой степени созвучной нашему времени. Тем более было интересно узнать о малоизвестной святыне, написанной по обету жительницей Петровска в это время и ставшей самой чтимой иконой этого заштатного города. А в мае 1913 года у этой иконы молился император Николай II с семьей во время посещения Петровска в рамках празднования 300-летия Дома Романовых. 

Удивительна оказалась история Шестоковской иконы Богоматери, из-за почитания которой в малоизвестном небольшом селе Шелтомеж, располагавшегося на границе Ярославской и Тверской губерний, по благословению отца Иоанна Кронштадтского был основан женский монастырь, занимавшийся широкой просветительской и благотворительной деятельностью.

Сюда люди приезжали в огромных количествах, устраивались крестные ходы между городами и селами Сицкого края, где находится само село Шелтомеж. Икона была написана на холсте и имела внушительные размеры. Узнали мы и о списке с этой чтимой святыни – Шестоковской иконе Божией Матери, которую передал в Ростовский Спасо-Яковлевский монастырь архимандрит Павел Груздев.

    Невероятно насыщенной оказалась история про икону «Умиление-Ростовская», где Богородица изображается с лежащим у Неё на коленях Младенцем Христом, Который держит в руках яблоко. Мария Леонидовна рассказала не только саму историю прославления этой иконы в Ростове в 1911 году, но и историю её первообраза – Балыкинской иконы, прославившейся в 1709 году во время войны России со Швецией. Узнали мы и о том, как и когда такая икона оказалась в Ростове.  

А в качестве завершения этой насыщенной лекции мы узнали историю такой необычной иконы Божией Матери как «Геронтисса», что в переводе с греческого означает «Старица». Эта икона является одной из главных святынь монастыря Пантократор на Афоне и почитается как помощница в болезнях и нуждах лядей пожилого возраста. У неё очень интересная история и символика иконографии. В наше время точный список с этой иконы был передан со Святой горы Афон в Ростовский Богоявленский Авраамиев монастырь, куда люди приезжают специально, чтобы помолится перед этим образом. 

Встреча длилась два часа, но все слушали с неослабевающим вниманием, а после ещё остались слушатели, которые хотели получить ответы на свои вопросы и проконсультироваться по иконам, которые принесли с собой.

Светлана Дмитриевна Нечай, организатор мероприятия

button up