logo
sandvige Меню

КРЕСТ РЕЗНОЙ: ЯРОСЛАВСКАЯ ИСТОРИЯ

На Крестопоклонной неделе предлагаем нашим читателям историю о почитаемой святыне Ярославля — резном запрестольном кресте из храма Богоявления. В этом храме, построенном в конце XVII столетия, почти наверняка можно утверждать, что служил святитель Димитрий Ростовский во время посещения города.

 

Тема креста как распятия своих страстей, тема страданий на Кресте Господа Иисуса Христа занимают важное место в творчестве Ростовского святителя. Именно поэтому на некоторых иконах он изображен с Распятием на своем рабочем столе в келье. Зная, что в Ярославле находятся кресты, почитаемые всем городом как чудотворные святыни, вряд ли св. Димитрий не побывал в Богоявленском храме, чтобы почтить эти святыни. Тем более, что он не один раз бывал в расположенном рядом Спасо-Преображенском монастыре.

 

Итак, сегодня небольшая история о Богоявленской церкви Ярославля, где было сразу три почитаемые святыни: напрестольный крест с частицей Животворящего Креста Господня, резная деревянная глава Иоанна Предтечи на блюде и огромный резной запрестольный крест, уникальный образец резьбы по дереву. Первые две святыни в настоящее время бесследно утрачены. Резной же запрестольный крест, выдающийся и по размерам, и по исполнению, теперь встречает всех посетителей экспозиции древнерусского искусства в Ярославском музее-заповеднике, расположенном на территории Спасо-Преображенского монастыря. Этот резной крест — одна из визитных карточек музея. Он производит неизгладимое впечатление, когда видишь его воочию и представляешь, свидетелем какой насыщенной истории он был — истории одного из самых известных и посещаемых храмов древнего Ярославля.

 

Богоявленская церковь при этом также — один из известнейших памятников архитектуры и живописи XVII века в нашей стране. Храм построен в 1684 — 1693 годах по заказу и на средства ярославского купца гостиной сотни Алексея Зубчанинова. Примечательна архитектура храма, в которой соединились традиции московского и ярославского зодчества этого времени, что выразилось в архитектурной композиции здания.

 

Но безусловное внимание в наружном убранстве церкви приковывают к себе нарядные полихромные изразцы. В свое время они поразили ярославцев своей новизной и необыкновенностью. Рисунки на изразцовых плитках – это растительный орнамент двух видов: повторяющийся — для карнизов, лент и прочих продолжительных цветных композиций, и центрический — на изразцах, расположенных по отдельности. Вариации пяти рисунков орнамента и пяти цветов в окраске дают бесчисленное разнообразие изразцового декора. Все это делает церковь Богоявления выдающимся памятником русской художественной керамики XVII столетия.

 

Тем же, кто будет в Ярославле, обязательно стоит посетить древнерусский отдел в Ярославском музее-заповеднике, расположенном в стенах Спасо-Преображенского монастыря, чтобы увидеть шедевры ярославской иконописи периода ее расцвета, а это, как раз, эпоха, в котрую жил святитель Димитрий Ростовский. К тому же немалое число этих памятников искусства являются чтимыми ярославскими святынями. 

 

Текст и фотографии Марии Рубцовой

 

button up