logo
sandvige Меню

Конференция «Икона и народные промыслы: их взаимосвязь и взаимное влияние»

Много событий, в которых участвовал наш монастырь, прошло в июне. Это и открытие в Кронштадте выставки «Первый святой Российской империи», посвящённой св. святителю Димитрию Ростовскому, во время которой прошёл целый ряд лекций в Кронштадте и двух библиотеках Санкт-Петербурга – Центральной библиотеке для слепых и слабовидящих, а также в библиотеке имени Л. Н. Толстого на Васильевском острове. 

Любая библиотека – это ещё и музей, как правило. Очень много впечатлений от библиотеки для слепых и слабовидящих с её историческим зданием, домовым храмом и необычными технологиями работы с посетителями, и ей надо посвятить отдельную публикацию.

Шереметевские чтения в селе Вощажниково, состоявшиеся 23 июня в обрамлении исторической архитектуры и ауры этого места, на которых был представлен мой доклад «Новые формы почитания святых на примере просветительских проектов Спасо-Яковлевского монастыря», прочитанный на секции «Культура и память». Выступление было посвящено тому, как в нашей обители благодаря самым разнообразным формам просветительской работы мы рассказываем о жизни святителя Димитрия Ростовского и делаем его творчество доступным для современников. 

24 – 26 июня в Конюшенном дворе Ростовского кремля прошла научная конференция «Икона и народные промыслы: их взаимосвязь и взаимное влияние», собравшая почти полсотни докладчиков со всей страны. В день открытия конференции состоялось открытие совершенно потрясающей выставки «Икона и народные промыслы».

Научная конференция может быть настолько интересной, что невозможно было пропустить ни одного доклада. Развёрнутый программный 40-минутный доклад об иконописи и её взаимосвязи с народными промыслами представила Ирина Владимировна Злотникова, куратор открывшейся в стенах Конюшенного двора выставки.

Далее были вообще чудесные вещи. Например, вместе с Ольгой Афанасьевой, приехавшей из Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций имени Ф. Г. Шклярова, разбирали нарядные орнаменты на иконах Богородицы, созданных в знаменитой Ветке.

Вместе с Еленой Тихомировой всматривались в мелкие детали, отражающие на иконах ремесленников и людей труда с их крошечными инструментами. Конечно, и святитель Димитрий Ростовский сюда попал. Барочная нарядная икона с письменными принадлежностями у него на столе и замысловатым резным креслом, написанная в 1760 году, почти сразу после канонизации святого, просто замечательна. 

Михаил Михайлович Красилин рассказал и показал иконы липован, старообрядцев-поповцев, имеющих весьма колоритную культуру и иконы.  

Валерия Косякова из РГГУ рассказывала о советской неофициальной иконе – той самой, которую украшали серебряной фольгой, а брали эту фольгу, в том числе, и от крышечек из-под молока. Иконы, на которые никогда никто из исследователей не обращал внимание в связи с их совсем невысокими художественными достоинствами. Теперь же такие иконы призывают беречь – слишком много их было уничтожено и продолжает уничтожаться. Между тем, и они являются драгоценными ниточками, связывающими нас с прошлым. 

Мой доклад назывался «Предметы народного религиозного искусства и кустарных промыслов в собрании музея Спасо-Яковлевского монастыря «Монастырская ризница»». Таким образом был подхвачен рассказ о фольговых иконах, только дореволюционных; об иконах простого, так называемого, народного письма у нас в музее. Имеющаяся в экспозиции нашего музея бутылочка-евлогия конца XIX века дала возможность обратить внимание и на этот весьма колоритный кустарный промысел, не возрождённый в наше время. Бутылочки с объёмными христианскими композициями внутри – это очень интересно. Рассказываю о них во время экскурсии в музее «Монастырская ризница». 

Совершенно невозможно даже кратко перечислить все интересные доклады, расширившие горизонты восприятия народного религиозного искусства – более 40 докладов! Огромная благодарность Ферапонтовскому обществу сохранения и изучения памятников древнерусского искусства, Музею народного искусства г. Ростова и Государственному музею-заповеднику «Ростовский кремль», организовавших и научную конференцию, и выставку, которая будет радовать нас в стенах Конюшенного двора до 27 ноября 2022 года.

Текст и фотографии Марии Рубцовой

 

button up