Сегодня это называют фейками, а в старые добрые времена существовало выражение «колокола льют» и означало оно, что кто-то сплетничает и откровенно врет. Выражение родилось в среде колокололитейщиков. У них существовало поверье, что перед тем, как отливать новый колокол, нужно придумать какую-то небылицу и распространить ее, и чем популярнее она будет, тем звонче будет звонить отлитый колокол.
Вспомнила я это выражение, потому что оно очень хорошо иллюстрирует известную историю – как Петр I приказал переливать колокола на пушки. История эта стала одной из самых хрестоматийных иллюстраций неуважения Петра к Церкви, его богоборчества и святотатства. Захотелось мне разобраться в этом, тем более что для нас в Ростове Великом история нечуждая – и Петр здесь бывал, и не один раз, и колокола у нас одни из самых известных в стране. Некоторые вещи, которые узнала, стали для меня откровением. Делюсь с вами.
В понимании знаменитого «колокольного» указа Петра, который он издал 4 февраля 1701 года, очень важен контекст – что вызвало указ к жизни и как в действительности переливали колокола на пушки.
Итак, указ содержал требование предоставить 1/4 часть колокольной меди для литья новых пушек и касался всех без исключения монастырей и церквей, в том числе, тех, которые находились, как бы мы сейчас сказали, в частных владениях – в вотчинах архиереев, монастырей и бояр, а также домовые храмы.
Вот этот текст:
«Для нынешнего воинского случая… во всех городах у соборных и приходских церквей, и во архиерейских и боярских домах и в монастырях, и в вотчинных селах у церквей взять на Пушечный двор в пушечное… литье ис колоколов весом четвертую часть, сколько по весу пудов, где в котором звону во всех колоколах явится».
Устанавливался срок – привезти все в Москву к концу мая, а за его несоблюдение взималось пени – по 2 рубля с каждого пуда (16,38 кг).
«Нынешний воинский случай», о котором идет речь в указе – это разгром шведами русской армии под Нарвой 17 ноября 1700 года. Это было первое крупное сражение Северной войны (1700 – 1721) и оно было проиграно с огромными потерями. Отдавая распоряжение спасать живую силу, то есть людей, Петр приказал бросить на поле боя почти всю артиллерию, какая в то время была у русской армии.
После столь крупного поражения необходимо было восстановить артиллерию в кратчайшие сроки – война только началась, а уже лишились того, чем воевать. Своих заводов и металла в необходимом количестве у России тогда не было. Медь и железо, как раз, ранее покупали у тех, с кем сейчас воевали.
Быстро получить необходимый металл можно было, собрав колокола и вообще все предметы, где в составе находилась медь и железо. И вот тут интересные сведения находим у некоторых биографов Петра – что эту идею царю подал митрополит Иов Новгородский. А это, между тем, архиерей, известный своей благотворительной и просветительской деятельностью. Например, он единственный, кто в это время организовал у себя в Новгороде приют для подкидышей и вообще много помогал нуждающимся. Он был лично знаком Петру, а также состоял в дружеской переписке с митрополитом Димитрием Ростовским. Он обратил внимание царя на обилие разбитых и непригодных для службы колоколов в церквях и монастырях, что и было в реальности.
При этом не стоит забывать, что монастыри в большинстве своем строились как крепости, которые могли обороняться, выдерживать осаду и, соответственно, у них были свои медные и железные пушки, а потому некоторые из них получили указ отправлять эти пушки в Москву. Например, из той же Новгородской митрополии были отправлены медные и железные пушки малых калибров, так что этой епархии даже не пришлось отправлять колокола.
История с советом митрополита Иова вполне может быть легендой. Но что Петр и сам знал точно, так это то, что подобный опыт требования колокольной меди для литья пушек уже был в начале XVII века в Смутное время, а в правление его отца Алексея Михайловича были случаи, когда старые колокола забирали в счет налоговых недоимок.
Как исполнялся царский указ о колоколах? Некоторые архиереи выполняли его даже с бОльшим усердием, чем предписывалось. Самый известный такой случай связан с архиепископом Гавриилом Вологодским, которого Петр хорошо знал лично. Между прочим, владыка Гавриил (Кичигин) – родом из Ростова. Здесь им на помин души своей и родителей были построены два храма – Крестовоздвиженский, от которого сохранилась колокольня с часами (здесь располагается сейчас пожарная часть) и Благовещенский на Рву (уничтожен в 1929 г.) – тот самый, где впоследствии, в 1911 году, будет прославлена икона Божией Матери «Умиление-Ростовская». Переписывался с ним и святитель Димитрий Ростовский.
От архиепископа Гавриила в феврале 1701 года – вот прямо очень скоро после издания указа – в Москву на 22 подводах привезли 46 пудов 3 фунта (755 кг) битых колоколов, котловую медь весом 181 пуд 26 фунтов (около 3000 кг) и чистое путовое английское олово весом 32 пуда 2 фунта с четвертью (530 кг), то есть передали ценную чистую медь и олово в большом количестве. Более того, владыка еще и «сверх той четвертой части послал меди котловой 200 пуд для пополнения», а это еще почти 3300 кг меди.
Из Углича Ростовской митрополии в конце мая 1701 года в Москву привезли 356 пудов 19 фунтов 2 золотника (5840 кг) колокольной меди.
В это же время в Ярославле в известных церквях Иоанна Предтечи в Толковой слободе «четырьмя колоколами да ветхою красною медью» было взято 22 пуда 5 фунтов (363 кг) и Николая Чудотворца на Меленках 18 пудов 10 фунтов «одним колоколом» (300 кг).
В начале июня 1701 года Андрей Андреевич Виниус, один из видных сподвижников Петра, писал ему, что в Москву колокольной меди с городов привезли около 90 000 пудов, и они использовали для литья пушек преимущественно битые колокола, а «целые колокола не разбиваны: до них не дошло».
Из этого количества колокольной меди изготовили 269 орудий, но они оказались негодными к бою – дуло пушки разрывалось при пальбе. Так что литье пушек из этой меди быстро прекратили, использовав лишь небольшую ее часть.
К 1704 году предприятия Никиты Демидова начали поставлять необходимую медь, что помогло начать лить пушки хорошего качества. И тут я, конечно, не могу не спросить, знаете ли вы, что перед отправкой в Сибирь Никита Демидов с сыном Акинфием были у митрополита Димитрия в Чудовом монастыре в Московском Кремле и он благословил их в путь, подарив икону Божией Матери, которая впоследствии стала называться Демидовской и стала родовой святыней? Митрополит Димитрий тогда был не Ростовский, а Тобольский и всея Сибири (был им целый год).
В целом же, эта история с литьем колоколов на пушки послужила к тому, что были освоены новые месторождения и открыты железоделательные заводы на Урале и в Олонце. Это дало возможность в скором времени перейти на чугунные пушки, на которые были переведены войска и часть флота.
Итак, история переливки колоколов на пушки в действительности не была актом святотатства Петра. Собирали НЕ ВСЕ КОЛОКОЛА, которые были у храмов и монастырей, а только ¼ часть от общего веса имеющихся колоколов. При этом собирали старые или треснутые – те, которые не использовались в храмах. Необязательно было присылать в Москву колокола, их можно было заменить на равнозначные по весу котлы (как сделал Гавриил Вологодский) и другую посуду или на старые ненужные пушки, которые были у многих монастырей.
Это как если бы сейчас попросили отдать на нужды фронта вещи, когда-то бывшие ценными, но вышедшие из употребления. Многие сейчас именно так и делают.
И да, еще. Есть такое предание в Ростове — мол, ростовский архиепископ Иоасаф откупился, чтобы не отдавать знаменитые ростовские колокола на переплавку в эту Петровскую кампанию. Совершенно очевидно, что это чистая легенда — на наши работающие колокола на Соборной звоннице никто и не покушался. А вот старых разбитых колоколов наверняка хватало, как и везде в крупных епархиях. Что конкретно отправили из Ростова, сведений я пока не нашла, но буду искать.
Закончу двумя поговорками про колокола, раз уж они мне тут под руку подвернулись.
СЛЫШАЛ ЗВОН, ДА НЕ ЗНАЕТ ГДЕ ОН – так говорят о тех, кто домысливает и делает неверные выводы, будучи недостаточно осведомлен.
НЕ ПОГЛЯДЕВШИ В СВЯТЦЫ ДА БУХ В КОЛОКОЛ – о тех, кто не разобравшись в вопросе, принял преждевременное решение.
Поделитесь, какие у вас есть колокольные истории, что вы знаете о применении указа Петра I о колоколах. Особенно интересно узнать истории от кампанологов – специалистов, которые профессионально изучают колокола.
На фотографиях бессмертное творение митрополита ростовского Ионы Сысоевича – Ростовский кремль, который называют музыкой, застывшей в камне, и немного колоколов Ростовской соборной звонницы.
Последним идет видео, где звонят те самые знаменитые ростовские колокола Соборной звонницы, которое мы сделали во время подъема на звонницу.
© Текст: Мария Рубцова, церковный историк, референт по научной работе Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря
© Фотографии: Павел Рубцов