logo
sandvige Меню

Из истории Никольской церкви в Таллине

13 марта — день памяти священномученика Арсения Мацеевича, ростовского митрополита, занимавшего кафедру в 1742 — 1763 годах. По словам историка С. М. Соловьёва в деле митрополита Арсения Мацеевича Екатерина II «обнаружила личное раздражение и личную злобу» и история с ним ложится тёмным пятном на всё её царствование.

Свой земной путь владыка Арсений закончил в 1772 году в одной из башен Ревельской (Таллинской) крепости. В этой башне он провёл почти 5 лет. Её сейчас нет, а вот храм св. Николая Чудотворца, у стен которого он был похоронен, не только сохранился, но и является одной из главных достопримечательностей Старого города в Таллине.

Находится Никольский храм на улице Вене (Русской). Стоит на этом месте с 1420-х годов, когда улица вела от Старого рынка к порту. Церковь известна своими древностями — пожертвованиями русских царей. Так, в 1599 году Борис Годунов передал сюда в дар большой серебряный подсвечник. До наших дней дошла только его часть, переделанная в подвесную лампаду. От имени молодых царей Ивана и Петра Алексеевичей в 1686 году для русской церкви в Ревеле был изготовлен иконостас. Позже Пётр I подарил напрестольный крест и икону святителя Николая Чудотворца. Все эти ценные памятники искусства и святыни сохраняются в храме и поныне. Правда, иконостас XVII века теперь расположен не в главном, а в боковом Успенском приделе.

То здание Никольского храма, которое мы видим сейчас, построено в 1804 — 1827 годах по проекту архитектора Луиджи Руска, он же Алоизий Иванович, строивший много в Санкт-Петербурге и его окрестностях, где насчитано порядка 260 зданий по его проектам. А вот иконостас главного Никольского придела был сделан по проекту другого известного архитектора — Авраама Ивановича Мельникова. Память о нём есть и в Ростове Великом, где по его проекту построены здания Гостиного двора в центре города и Мытного двора, который сейчас является Центральным рынком.

В конце XIX века иконостас А. И. Мельникова был заменён на более модный в стиле модерн. Его и можно увидеть в настоящее время в центральном приделе.

При всех этих интересных фактах из истории Никольского храма побывать в нём в первую очередь стоит ради того, чтобы почтить память священномученика Арсения Мацеевича — человека, безусловно, непростого, как и большинство сильных личностей. Его надпись в каземате Ревельской крепости «Благо, яко смирил мя еси, Господи» — не теория, а практика, которую далеко не каждый сможет осилить.

Захоронение митрополита Арсения находится в алтаре Никольской церкви. Снаружи на алтарной апсиде установлена ниша с его иконой, к которой и прикладываются все, кто приходит почтить его память.

Хранится в Никольском храме и икона священномученика Арсения Мацеевича с житийными клеймами, выполненная ростовской художницей Ларисой Владимировной Смирновой. Этот финифтяный образ — подарок от прихода Ростовского Успенского собора Никольскому храму в Таллине.

Из истории пребывания митрополита Арсения на Ростовской кафедре хочется напомнить историю обретения мощей святителя Димитрия Ростовского. Именно владыка Арсений в сентябре 1752 года освидетельствовал мощи святителя Димитрия и именно он затем в январе 1757 года входил в состав следственной комиссии, проверявшей достоверность исцелений и помощи по молитвам к Димитрию Ростовскому. Именно его приставы и служители разыскивали в Ярославле, Угличе, Ростове и окрестностях людей, которые записали свои исцеления в тетрадь, лежащую по его же повелению у гроба митрополита Димитрия. Все эти свидетельства затем легли в дело о канонизации святителя Димитрия Ростовского, которое хранится сейчас в Российском государственном историческом архиве. Святитель Димитрий был канонизирован на Пасху 1757 года. Начатые в 1753 году по повелению митрополита Арсения записи в тетради, лежавшие у гроба святителя Димитрия, активно велись всё время его пребывания на Ростовской кафедре, а вот с его удалением стали нерегулярны и в некоторые годы буквально единичны. Не смотря на это в архиве насчитывается без малого 300 записей чудесных исцелений по молитвам к святителю Димитрию за период 1752 — 1784 годов.

Текст Марии Рубцовой

Фотографии Павла Рубцова

 

button up