logo
sandvige Меню

Во имя веры, добра и справедливости

Из книги, выпущенной театром для информационного сопровождения спектакля «Ростовское действо»

Покровский Б. А.

«Ростовское действо» на сцене театра под управлением Б. А. Покровского

 

История спектакля «Ростовское действо» началась с того, что музыковед Евгений Михайлович Левашов принес мне произведение, которого я не знал и о котором ничего не слышал. Это произведение написано неким митрополитом Ростовским, святым Русской Православной Церкви, о котором я потом узнал, что это была умная, мудрая личность времен Петра I, он многое сделал для того, чтобы люди поняли: есть обязанность государства перед народом и народа перед государством.

Митрополит Димитрий Ростовский был архиереем в Ростове Великом. Его сочинение игралось в соборе в дни Рождества. Исполнителями были монахи, крестьяне. Есть сведения, что позднее эту комедию представляли в разных городах. В XX веке ее разыгрывали солдаты на фронтах Первой мировой войны. Сочинение называлось по законам того времени «Комедия на Рождество Христово», подобно Божественной комедии Данте. Я решил назвать это произведение «Ростовским действом», потому что сам характер, сама форма произведения — это большое, серьезное театральное действо. Нас сначала немного смутило, что в исполнении этого произведения не участвует оркестр, отсутствует дирижер, что темп и метрическая система определяются самими участниками спектакля.

Я пригласил дирижера Владимира Агронского в помощники, чтобы разобраться в этом деле. Подобно тому, как это было где-то в деревне или каком-нибудь монастыре, это комедия сплотила всех нас.

Вера в мир, добро и справедливость всегда была главным содержанием русского искусства. Об этом и сочинение, которое мы выносим на ваш суд.

Б. А. Покровский

 

На многая лета

В Ростове Великом стоит монастырь, прославленный чистыми помыслами и делами, не менее значимыми, чем его собратья, расположенные окрест озера Неро. Это Ростовский Спасо-Яковлевский Дмитриев монастырь. Основан он был в конце XIV века. В середине 50-х годов приписан к Ростовскому архиерейскому дому, на что была дана благословенная грамота патриарха Никона «для того, что Иякова епископа мощи лежат в том монастыре, а в Ростове де в соборной церкви был он, Ияков епископ, сопрестольник ростовским чудотворцам».

Получение приписного статуса позволило выйти монастырю из нищеты и разрухи, ибо содержался за счёт владычной кафедры. С середины XVII века в обители появился первый каменный храм. К концу века монастырский двор с пятиглавым Троицким храмом и шатровой колокольней окружала деревянная ограда. С северной стороны располагались трапеза и деревянные кельи.

Вот в таком благочинном окружении пребывал один из известнейших деятелей Русской Церкви митрополит Димитрий Ростовский — пастырь и проповедник, драматург и публицист, летописец и агиограф. Мирское имя Димитрия — Даниил Туптало. Родился он в декабре 1651 года в местечке Макарово Киевской губернии. Семнадцати лет от роду принял монашество в Киевском Кирилловском монастыре и вскоре прослыл Российским Златоустом — за речи велеречивые и стройные, коих он вел как проповедник в кафедральном соборе Чернигова и многих монастырях Малоросии.

В Ростов митрополит Димитрий прибыл 2 марта 1702 года. Яковлевская обитель — первый монастырь, который он посетил на Ростовской земле. И провидчески указал место погребения в юго-западном углу собора: «Се покой мой: здесь вселюся в век века». Мог ли иначе подумать он, обращаясь мысленным взором к братиям и сестрам, младым и старым мирянам земли Ростовской, как: «Служение пастве, вразумлять бесчинствующих, утешать малодушных, заступаться за немощных и быть долготерпеливым во всем».

Он был наставником и учителем духовенства, сочинял наставления и проповеди. Забота о поддержании Церкви выразилась в основании митрополитом Димитрием при Архиерейском доме духовного училища, где просвещались более 200 детей, не только духовенства, но и представителей всех сословий. Немало дел духовных и нравственных подвигов совершил сей великий человек, оставив после кончины своей в 1709 году неизгладимый след в сознании и вере многих поколений людей.

Говоря современным языком, митрополит был талантливым человеком. Помимо названных качеств, он обладал музыкальным даром, оставив в наследие немало оригинальных песнопений, а в драматургии — одно из выдающихся произведений, названных нашим современником Борисом Покровским «Ростовским действом».

Однако прежде всего следовало бы сказать о главном деле жизни и помыслов митрополита — составление Миней Четьих, свода оригинальных переводных житийных и риторических памятников церковно-учительного и исторического характера, состоящего из 12 книг. Двадцать лет понадобилось Димитрию, чтобы написать сей поистине величайший труд, принесший автору общецерковную славу и всенародную известность. Его богословские, исторические и литературные творения были широко известны и популярны среди читателей. Он был, по словам академика Дмитрия Лихачева, «последним писателем [Древней Руси], который имел огромнейшее значение для всей православной Восточной и Южной Европы».

«Ростовское действо» сочинено митрополитом в годы непростые, когда Россия находилась на стыке реформаторских преобразований Петра Великого, когда Церковь испытывала нелегкие времена в отстаивании основополагающих духовных устоев, которые в последующие столетия не потеряли своего истинного значения. Вот почему написание митрополитом Димитрием «Ростовского действа» — произведения удивительного по красоте эстетической и нравственной, стало своеобразной лакмусовой бумажкой, отобразившей общественные и социальные катаклизмы страны конца XVII — начала XVIII веков.

«Ростовское действо» — сочинение на тему Рождества, где наряду с библейскими персонажами выступают и аллегорические фигуры, олицетворяющие такие понятия, как добро и зло, любовь и ненависть, мир и война. В нем звучат многочисленные церковные песнопения, а также народные колядки, которые в течение веков исполнялись в России, на Украине и в Польше.

Впервые это сочинение прозвучало более 300 лет назад в городе Ростове Великом в исполнении воспитанников местного духовного училища и в постановке самого автора. Оно быстро завоевало известность и ставилось во многих городах России, а затем было забыто.

Чтобы вдохнуть новую жизнь в «Ростовское действо», понадобилась недюжинная энергия музыковеда доктора искусствоведения, профессора Евгения Левашова, восстановившего во многом утраченное это произведение, выдающийся талант режиссера Бориса Покровского – создателя и руководителя Московского академического камерного музыкального театра. Он органично соединил бытие и сознание человека трехсолетней давности. Режиссерское чутье Покровского позволило «управлять» музыкальной фактурой (актеры исполняют свои музыкальные партии без оркестрового сопровождения), так выразительно решенной дирижером и руководителем спектакля Владимиром Агронским; наконец уловить тонкость и изящество изобразительного ряда (сценограф М. Белкин), пластику (хореограф Л. Таланкина).

«Ростовское действо», после многих десятилетий забвения, впервые поставлено в Камерном театре, премьера которого 30 июня 1982 года. С тех пор сыграно 232 спектакля.

Сменилось не одно поколение актеров, сменились сценические площадки (сначала — на Соколе, потом — здесь, на Никольской). Сменился и зритель. Поразительна его реакция: зал выражал искреннее восхищение и восторг, аплодисменты сопровождались криками
«Браво!». Нечто подобное происходило в странах, где был показан спектакль: в Германии, Болгарии, Чехии, Англии, Испании, Латинской Америке, Японии и многих других. В чем же причина столь оглушительного успеха? Видимо, в том, что в «Ростовском действе» отражено вековечное стремление людей к красоте духа. Ведь ее так не хватает в наше время!

Подобный шедевр, что нередко бывает в истории искусства, мог родиться именно в эпоху драмы и трагедии общества и одновременно он готов взять на себя святую миссию — быть поводырем народа в его божественных устремлениях Веры, Надежды и Любви. А значит, быть им по сию пору и на многая лета.

Сергей Луконин

button up