Митрополит Ростовский и Ярославский Димитрий (в миру Даниил Саввич Туптало; 1651–1709) – почитаемый на Руси святой, духовный писатель (наиболее известное произведение – сборник житий святых «Четьи-Минеи») и проповедник.
В 1702 г. Димитрий Ростовский основал школу для священнослужителей. Туда принимались не только дети священников, но и лица других сословий (школа была общеобразовательной, а не специальной). В школе преподавались грамматика, латинский и древнегреческий языки, нотное пение, стихосложение, риторика. Именно для учеников этой школы Димитрий Ростовский написал «Рождественскую драму» (ещё одна пьеса «Успенская драма» была написана в конце XVII в. для исполнения монахами и писцами в монастыре). Вероятно, им были написаны и другие пьесы, но тексты их до нас не дошли. Интерес Димитрия Ростовского к театру был вызван и чисто практическими целями: прививая вкус и интерес к спектаклям, митрополит осуществлял нравственно-воспитательную программу.
Краткое описание действия пьесы:
«Человек (Натура людская) мучим сомнениями о своей грешной природе. Во всём хорошем он видит его противоположность, поэтому на сцене появляются семь пар чистых (добродетели) и семь пар нечистых (грехи). Осознав своё грехопадение после изгнания из Рая, Человек полагает Смерть как единственное мерило всего на земле и не верит в вечную жизнь. Однако перед ним разыгрывается библейская история Христа, и Человек понимает – ничто не способно отрешить его от жизни вечной, и прославляет её».
Действующие лица:
Натура людская, Жизнь, Смерть, Вера, Надежда, Пастухи, Ангелы, Волхвы, Сенаторы, Ирод и другие.
В наше время широкой публике пьеса стала известна под названием «Ростовское действо», и произошло это благодаря красочной постановке знаменитого оперного режиссера Бориса Покровского в Московском государственном академическом камерном музыкальном театре (премьера 30 июня 1982 года). В этом замечательном театре спектакль идёт и поныне, причём в афише он появляется ежегодно под Рождество и проходит с неизменными аншлагами, так что билеты раскупаются за месяцы до показов.
В хоровой студии «Веснянка» это произведение появилось благодаря Л. В. Алдаковой, которая услышала его фрагменты ещё в конце 80-х годов и смогла найти ноты. Однако сначала были взяты всего лишь отдельные песни, и только потом уже (2002 — 2003 год) родилась идея сценической версии «Ростовского действа». После непростой работы по сокращению большого материала пьесы и музыкальной адаптации для детского хора (мастерски проделанная работа нашего педагога А. В. Чернецова) состоялась премьера. Постановка была интересна не только зрителю, но и самим детям, которые играют в спектакле разные роли, говорят текст на старославянском языке и представляют на сцене библейскую историю…
С каждым годом сценарий немного изменялся, менялись и места показов – хор приглашали в храмы и монастыри, в столичные школы и филармонические залы. Несмотря на древность сюжета, он вызывает неподдельный интерес и у нынешнего зрителя, тем более, когда исполняется вживую детским хором на церковно-славянском языке, в костюмах и в сопровождении прекрасной музыки русского святого, митрополита Димитрия Ростовского.
Прочитать статью на сайте студии можно по ссылке: http://www.vesnianka.ru/chorals/choralsstarr/chorals-rostovsky