Доклад на конференции «Духовно-нравственное развитие личности в многокультурном славянском пространстве»
В контексте реалий XXI века мы убеждаемся в том, что сохранение высоких идеалов и непреходящих духовных ценностей наследия славянской культуры — основа воспитания новых поколений. У векового древа русской культуры глубокие корни и мощная крона, соседствующая с кронами других деревьев — культурами славянского мира. Составляющими «духа культуры», ее внутренней сущностью предстают: места-символы (Москва, Бородино, Полтава), события-символы (Куликовская битва, Отечественная война 1812) и люди-символы.
В когорте знаковых фигур, сама жизнь которых является нравственным ориентиром для современников и потомков, выделяется незаурядная личность святителя Димитрия. Величайший подвижник и просветитель, проповедник и архиепископ Димитрий Ростовский почитался многими поколениями великим светильником православной веры. Но его знал не только церковный мир. Большое творческое наследие святителя Димитрия свидетельствует о широком круге его интересов: историк, философ, педагог, писатель. Он занимает почетное место в «Словаре российских писателей» Н. И. Новикова, изданном в 1771 г., и в «Пантеоне российских авторов», составленном Н. М. Карамзиным.
Димитрий — горячий радетель об образовании юношества: созданное им в Ростове Великом церковное училище — второе в России после Москвы. На любом поприще он предстает высоконравственной личностью, страстным ненавистником стяжательства и мздоимства, стремящимся укрепить в людях веру в светлые идеалы духовности, гражданственности, преданности Отечеству.
Сын казачьего сотника Саввы Туптало Даниил (в монашестве Димитрий) родился на Украине. Украина его времени была единственной территорией Европы, где сходились представители различных культурных традиций: греческая ортодоксия, русское православие, польский католицизм, хотя столицы этих культур были не в ладу друг с другом. В этом истоки духовной открытости Димитрия. Ее уроки он постигал в Киевской духовной школе, которая позднее была преобразована в Коллегию и являлась крупнейшим учебным заведением православного мира, центром православного просвещения.
Уже в начальных классах этой школы отрок Даниил достиг многого: он знал польский, на нем вел дневники и писал письма, латынь открывала ему мир западного богословия, знал он и греческий, наконец, церковно-славянский стал ему ключом к сокровищнице вековой святыни — Руси: «Великой», «Малой», «Белой». Эта открытость воплотится впоследствии во всех направлениях подвижнической деятельности Димитрия, олицетворяющей «деятельностную веру», органическую связь с русской действительностью.
В самой сердцевине евангельской проповеди лежат истины невербализуемые. Поэтому подвижники всех времен не устают повторять: христианство заключается в том, чтобы делать, подавать пример делами своими. Как и многие святые Руси, святитель Димитрий предстает идеалом трудолюбия и милосердия. К примеру, труд его жизни «Жития святых» — «Четьи Минеи», на сбор и написание которых ушло 20 лет, осуществлялся в процессе пастырского руководства, воспитания отроков и других дел.
Мудрые слова проповеди не расходятся с добрыми делами и поступками святителя, что повышает их значимость в духовно-нравственном совершенствовании. В «Уроках благочестия» Димитрий наставляет, научает, призывает: «не будь скуп на то, чтобы помогать нуждающимся»; «побеждай благим злое, а не злое злым»; «не растрачивай попусту дней своих, но совершенствуйся с течением времени! Не даром дана тебе настоящая жизнь, но затем, чтобы ты каждый день употреблял с пользой, совершая подвиг добродетели»; «не закапывай данного тебе таланта в землю лености и небреженья, но старайся, бодрствуй, постоянно прилагай тепло к теплу, огонь к огню» (Святитель Димитрий Ростовский. «Уроки благочестия». М., 1997. С.17 — 71).
Синтез работы мысли и сердца — красная нить наследия святителя, что оберегает от «сердечной сухости». И в этом его современность. Современен он и в своем стремлении к новизне. Созданная святителем Димитрием в Ростове Великом в 1702 г. начальная православно-церковная школа была народной и всесословной. В ее программу включались элементы классической филологии — новое замечательное явление в области отечественного образования. Уклад жизни школы носил черты чисто семейных, неформальных отношений, что отличало ее от школ, учрежденных по приказу. Митрополит Димитрий соединил в единое целое братство своих учеников, для которых был «батюшкой преосвященным».
Идеи, поборником которых выступал святитель Димитрий Ростовский, нашли свое отражение в воззрениях отечественных историков и философов, в мировоззренческой концепции славянофилов, в дальнейшей судьбе отечественного просвещения, в семейной педагогике и воспитании: опора на духовный опыт предшествующих поколений, идея общинного (соборного) воспитания, способствующая духовно-нравственному взаимообогащению, идея бескорыстного служения обществу, Отечеству и др.
Среди трудов святителя Димитрия не затерялась «малая книжица», как называл он свое сочинение, начертанное для собственной души — «Духовная азбука», где даются советы поиска верного пути к истине, к добру «среди житейского моря», где основной призыв — «не помрачить сердечного ока».
Ситько Р. М.
Кандидат педагогических наук,
профессор Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена