logo
sandvige Меню

Храм Николы Надеина и св. Димитрий Ростовский

Гулять по центру Ярославля — одно удовольствие, а Надеинский храм это удовольствие, без сомнения, увеличивает. Это один из самых интересных памятников истории и культуры в городе. Правильнее сказать, что это совершенно особенный храм среди всех храмов Ярославля. Он стал первым каменным посадским храмом города после Смутного времени. Построен в 1620 — 1622 годах. Расписан в 1640 году всего за три месяца артелью из 20-ти мастеров под руководством костромича Любима Агеева.

В название церкви входит имя ктитора — человека, на чьи деньги она строилась. Это богатейший купец своего времени Надея Светешников, в крещении имевший имя Епифаний. Он был не просто знаком царю Михаилу Фёдоровичу Романову, но был его торговым агентом, занимаясь закупкой товаров для личного обихода.

Храм имеет свою собственную несимметричную композицию из объёмов разной величины и высоты, потому его силуэт так узнаваем. Уникальностью церкви является и то, что росписи её основного объёма с небывалой полнотой рассказывают о жизни и чудесах святителя Николая Чудотворца. Ему посвящено около 60 композиций, причём есть настолько редкие, что встречаются только в этом храме.

Если в основном пространстве храма погружаешься в житие и истории о святителе Николае, то росписи галерей — это целая серия рассказов из Священной истории в картинках. В необычайно ярких и нарядных картинках. Сразу видна рука палешан, которые в 1882 году «возобновляли» росписи XVII века. Здесь и сотворение мира, и Ноев ковчег, и деяния Святой Троицы, и история Иакова. Или же красочные картинки, как израильтяне бегут из Египта через Чермное (Красное) море, странствуют по пустыне, переходят Иордан, сражаются с амаликитянами, переносят тело Моисея в Землю Обетованную и так далее.

Ну, и конечно, невозможно не подивиться барочному чуду — иконостасу 1751 года. Автором чертежей по устойчивому мнению ярославцев является Фёдор Григорьевич Волков, основатель общедоступного национального русского театра и прихожанин Надеинской церкви. Иконостас и в самом деле уникальный, он спроектирован так, что создаёт ощущение сценического пространства. Не только его форма и очень фактурный занавес создают это впечатление, но и сама сцена Тайной вечери на царских вратах и даже такая деталь, как отсутствие дьяконских дверей с обеих сторон. Вместо них надо зайти в проёмы за иконостасом — прямо как на сцене в театре.

Будучи митрополитом Ростовским и Ярославским храм посещал святитель Димитрий. В черновых записях святителя есть известие о том, что при написании четвертого, последнего, тома своих Четьих-Миней он пользовался источником, который сам назвал «Ярославской Четьей». Нашел он её в храме Николы Надеина в одно из своих посещений Ярославля.

Четвертый том Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского серьезно отличается от трёх предыдущих. Его святитель Димитрий дописывал, живя в Ростове. Попав в Великороссию и проведя здесь, в Москве, некоторое время в кругу образованных людей, работавших на Печатном дворе, святитель понял, что его труд, которому к тому времени он посвятил полтора десятка лет, страдает неполнотой — он описывал до этого только жития вселенских святых и тех, кого почитали в Юго-Западной Руси, в первую очередь, подвижников Киево-Печерской лавры. Жития святых Северо-Восточной Руси ему были почти неизвестны.

Живя в Ростове, часто бывая в Москве, святитель начинает собирать материал о тех русских святых, которые жили и просияли святостью здесь, на территории Великороссии. Эти жития он помещает в четвертый том своей «Книги житий святых» (Четьих-Миней), но не все вошли в печатный труд. Часть собранного материала так и осталась необработанной в черновиках.

Вот такая история связывает святителя Димитрия и храм Николы Надеина в Ярославле, но от местных экскурсоводов её не услышишь.

 

Текст и фотографии Марии Рубцовой

button up