Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия». М., 2007. Т. 15. С. 18-21.
Почитание святителя началось сразу же после его кончины. К 1738 г. над местом его упокоения в Троицкой ц. Яковлевского мон-ря стояло надгробие с покровом и иконой Богоматери с Младенцем (Мельник А. Г. Надгробные комплексы ростовских святых в XVII — нач. XX в.: Осн. тенденции формирования // ИКРЗ, 2005. Ростов, 2006. С. 448). В сент. 1752 г. эконом Ростовского архиерейского дома игум. Геннадий доносил Ростовскому и Ярославскому митр. сщмч. Арсению (Мацеевичу) о том, что над погребением Д. просел пол, архиерей приказал провести ремонт. 21 сент., после того как пол был разобран, обнаружился деревянный гроб Д., сквозь сгнившую крышку к-рого были видны неистлевшие покров и одеяние святителя. Митр. Арсений прибыл в мон-рь и осмотрел мощи, также оказавшиеся нетленными. 27 сент. гроб святителя освидетельствовала комиссия местного духовенства во главе с игум. ярославского в честь Преображения Господня мон-ря Варфоломеем. 30 сент. члены комиссии представили митр. Арсению подробную «опись, в каком качестве явились мощи покойного преосвященного Димитрия, митрополита Ростовского» и акт об их освидетельствовании с подтверждением нетленности. Мощи Д. были переложены в новоустроенный гроб и помещены в каменную гробницу в Троицкой ц. 10 окт. митр. Арсений отправил соответствующее донесение в Синод. Вскоре для нового освидетельствования мощей Д. в Яковлевский мон-рь прибыли Суздальский митр. Сильвестр (Гловацкий) и архим. Чудова мон-ря Гавриил.
В июне-июле 1753 г. в Ростове находился Московский архиеп. Платон (Левшин), вновь свидетельствовавший мощи Д. Архиеп. Платон интересовался исцелениями, совершавшимися при гробе святителя, и выяснил, что их запись не ведется. Митр. Арсений дал распоряжение завести для этой цели тетрадь: грамотные богомольцы должны были сами записывать в ней случаи помощи им по молитвам к святителю, иноки мон-ря должны были фиксировать чудотворения, происходившие с неграмотными людьми. Спустя 3 года имп. Елизавета Петровна, почитавшая Д. и интересовавшаяся обстоятельствами дела, приказала своему духовнику прот. Ф. Я. Дубянскому выяснить, как совершаются записи о чудотворениях. К ответу на запрос Дубянского митр. Арсений приложил небольшое письмо об этом предмете, к-рое не удовлетворило императрицу.
Синод созвал комиссию, которая должна была опросить свидетелей для выяснения обстоятельств чудотворений. Указом от 17 дек. 1756 г. митр. Арсению было предписано посылать в Синод 3 раза в год обстоятельные рапорты о чудотворениях, доказательства исцелений должны были брать под присягой в присутствии архиерея. Сославшись на болезнь, митр. Арсений просил Синод о разрешении высылать отчет 1 раз в год и не присутствовать при присяге свидетелей. Синод удовлетворил просьбу. За 1757 г. была представлена тетрадь с записью 32 чудес, в 1758 г. было записано 36 чудес, в 1759 и 1760 гг.- по 30 чудотворений, в 1761 г.- 37, в 1762 г.- 38 чудотворений (см. «обстоятельные рапорты» в: «Подлинное дело» об обретении и открытии мощей Д., начатое 17 окт. 1752 г., законченное 14 марта 1763 г. (РГИА. Ф. 796 (Канцелярия Синода). Оп. 33. № 222. Л. 21-27, 218-224, 295-312 об., 395-538); см. также документы митр. Арсения (Мацеевича) о канонизации Д. с автографами 1757 г.: РЯАХМЗ. КП-10055/881 (Р-890)). В апр. 1757 г. Синод издал указ, по к-рому мощи Д. были признаны нетленными (почти одновременно митр. Арсений получил 2 распоряжения: «словесное объявление» имп. Елизаветы Петровны, посланное через Синод, и указ Синода). Тогда же были установлены дни празднования святителю: 21 сент.- в день обретения мощей, 28 окт.- в день преставления. Д. стал первым святым, канонизированным в синодальный период истории Русской Церкви, и единственным подвижником, прославленным к общерусскому почитанию в XVIII в.
Весной 1757 г. митр. Арсений получил распоряжение Синода написать службу Д. К этому времени Ростовский архиерей, вероятно, уже поручил ее составление архим. ярославского Толгского мон-ря Вонифатию (Борецкому), окончившему работу летом 1757 г. Митр. Арсений не был доволен результатом, архиерею не понравился также исправленный архим. Вонифатием вариант текста. В это время для молитвы перед мощами Д. в Ростов прибыл Переславский и Дмитровский еп. Амвросий (Зертис-Каменский), согласившийся написать службу новопрославленному святому. Произведение еп. Амвросия не понравилось Синоду, к-рый посчитал его службу «высоко и совсем почти аллегорически сочиненною да и простому народу невнятною и неудоборазумительною» (РГИА. Ф. 796. Оп. 33. № 222. Л. 314-316 об.). Служба Д. была издана в Синодальной типографии в апр. 1759 г. Вероятно, она представляет собой исправленный текст еп. Амвросия без тех частей, на к-рые автору указывал Синод. Предполагается, что автором службы Д. с акафистом, изданной Синодальной типографией в 1799 г., является Г. П. Гагарин.
Еп. Амвросий составил также Первую краткую редакцию Жития Д. (Там же. Л. 142 об.- 143), содержащую скупые известия о жизни святого и о сочинении им «Книги житий…», «Келейного летописца», «Розыска…», «Руна…». В 1757-1758 гг. митр. Арсений (Мацеевич) также составил Житие Д. и 25 июня 1758 г. представил его на рассмотрение Синода (Там же. Л. 342-352). Житие Д. в редакции митр. Арсения достаточно широко разошлось в рукописной традиции, издано в нач. XX в. (Протокол 84-го собрания Ярославской архивной комиссии. 1914. С. 113-128).
Житие Д. было впервые напечатано в Москве в 1786 г. (Собр. соч. Ч. 1. Л. 1-27), данная редакция текста получила название Синодальной. Ее составителем был Я. А. Татищев, инициатор 1-го издания сочинений святителя. Татищев воспользовался Житием Д., написанным митр. Арсением (Мацеевичем), дополнив его устными свидетельствами, сведениями из диплома-конклюзии (вручен от Славяно-греко-латинской академии Д. в 1707, к наст. времени утерян, текст известен по изд. Шляпкина и рукописной традиции, сохр. фотография конклюзии, сделанная в 1886: РНБ. Тит. № 3467), из завещания Д., из предисловий к «Книге житий…», из надгробной речи митр. Стефана (Яворского).
По-видимому, в период между написанием Жития митр. Арсением и созданием Синодальной редакции был составлен еще один вариант текста — Вторая краткая редакция — «Житие вкратце Димитриа Ростовскаго, новаго чюдотворца». Один из списков имеет запись, сделанную более поздним почерком: «Сочиненное настоятелем Лукой 1760 года» (РЯАХМЗ. КП-10055/923 (Р-932). Л. 1-1 об.; конволют 1760-1909 гг.). Вероятно, автором данной редакции был игум. Яковлевского мон-ря Лука (1760 — 30 сент. 1763).
В кон. XIX — нач. XX в. на основе Синодальной редакции были составлены многочисленные жизнеописания Д., дополненные информацией из новых источников, сведениями, почерпнутыми из сочинений святителя. В этот период были созданы: «Жизнь святого чудотворца Димитрия, митрополита Ростовского и Ярославского» Д. Приклонского; сочинение прот. И. Троицкого, преподавателя Ярославской ДС, вошедшее в поздние списки «Летописца о Ростовских архиереях» (Летописец о Ростовских архиереях. СПб., 1890. С. 23-36); «Краткое сказание о жизни, трудах и творениях свт. Димитрия, митр. Ростовского и чудотворца» иером. Пимена (Ярославль, 1884); «Воспоминание о жизни и трудах свт. Димитрия митрополита, Ростовского чудотворца» прот. Н. А. Тихвинского (Ростов, 1902, 1991р); «Житие св. Димитрия, митр. Ростовского» архиеп. Филарета (Гумилевского) (СПб., 1910); «Житие свт. Димитрия Ростовского», написанное А. Н. Муравьёвым (посл. изд.: Жития святых Российской Церкви. М., 2005. С. 665-703); «Житие св. Димитрия, митр. Ростовского», составленное А. А. Титовым (Ростов, 1902).
Главным центром почитания Д. в XVIII — нач. XX в. являлся Яковлевский мон-рь. Канонизация святителя, в к-рой решающую роль сыграло вмешательство имп. Елизаветы, почитание его имп. Екатериной II и мн. представителями петербургской и московской знати оказали решающее влияние на судьбу обители. В ходе секуляризации церковных имений в 1764 г. имп. Екатерина запретила упразднение Яковлевского мон-ря, хранящего мощи Д. Поначалу мон-рь был утвержден заштатным, 9 марта 1765 г. Высочайшим указом получил ставропигиальный статус, а его настоятель — титул архимандрита, 26 марта был причислен ко 2-му классу. В 30-х гг. XIX в. мон-рь стал первоклассным и был переименован в Спасо-Иаковлевский Димитриев.
В нач. XX в. в Зачатьевском соборе обители, где почивали мощи Д., хранились местночтимая Ватопедская икона Божией Матери — келейная икона святителя, привезенная им в Ростов, и Боголюбский образ Божией Матери, с к-рым жители Ростова встречали архиерея. В ризнице Спасо-Иаковлевского мон-ря находились митра, в к-рой были обретены мощи Д., и покров с его лица, серебряный ковчежец с перстом святителя, саккос, епитрахиль и посох архиерея, белое бумажное полотенце, присланное Д. из Иерусалима. Кроме того, в ризнице хранились связанные с ним документы: собственноручное письмо мон. Феологу, список проповеди, сказанной в Москве, экземпляр печатной «Книги житий…» с правкой Д., рукописная служба свт. Гурию Казанскому с поправками Д., диплом-конклюзия, выданный святителю московской Славяно-греко-латинской академией, неск. грамот и документов с его подписями и упоминаниями, подлинные акты о чудесах его.
В кон. 70-х гг. XVIII в. настоятель Яковлевского мон-ря архим. Амфилохий направил в Синод просьбу о разрешении сооружения над юж. вратами обители храма во имя святителя, в 1777 г. Синод не разрешил строительство. Дозволение устроить в Яковлевском мон-ре каменную ц. во имя Д. последовало в 1794 г. Строительство осуществлялось на средства гр. Н. П. Шереметева, пожертвовавшего обители 90 тыс. р. 28 окт. 1801 г. величественный Димитриевский храм был освящен. Шереметев, владевший землями в Ростовском у. и горячо почитавший Д., выступил ктитором неск. посвященных святителю храмов в округе Ростова. В 1790 г. он ходатайствовал перед Ростовским архиепископом и С.-Петербургским митрополитом о строительстве по желанию крестьян в его вотчине (в дер. Вёске) Никольского храма с приделом во имя Д. В 1806-1807 гг. гр. Шереметев на свои средства возобновил одну из первых посвященных Д. в Ростовском у. церквей — в бывш. владении Ростовских митрополитов с. Песошни (основана в 1773, упразднена в кон. XVIII в.); расходы по содержанию храма несли неск. поколений рода Шереметевых до нач. XX в. (Виденеева А. Е. Н. П. Шереметев и Димитриевский храм с. Песошни Ростовского у. // СРМ. 2002. Вып. 12. С. 170-182).
Во 2-й пол. XVIII в. во имя Д. было освящено неск. приделов в московских храмах, часть — непосредственно после канонизации святителя: в ц. Похвалы Богородицы в Очакове (построена в 1757-1759), в храмах во имя мч. Иоанна Воина на Якиманке (придел освящен в 1760), свт. Николая в Звонарях (храм освящен в 1781), свт. Николая на Трех Горах (в Нов. Ваганькове, храм построен в 1762-1775), прп. Симеона Столпника за Яузой (храм построен в 1798), прп. Симеона Столпника на Поварской ул. (придел освящен во 2-й пол. XVIII в.), Св. Троицы в Хохлах (придел освящен во 2-й пол. XVIII в.). Одним из ранних посвящений святителю является храм в Тихвинской иконы Божией Матери жен. мон-ре в с. Вадинск Пензенской обл., построенный в 1762 г.
26 авг. 1874 г. было открыто ДУ в Ростове Ярославской губ., в честь Д. названное Димитриевским (ныне Ярославское ДУ). В 1883 г. в Ярославле было основано братство во имя Д., такое же братство существовало в Тобольске. В Сибири действовали храмы во имя Д., в частности в Барнауле (освящен в 1831), в 1994 г. Д. был посвящен восстановленный бывш. Казанский собор в Бийске.
В 1761 г. по указу имп. Елизаветы Петровны строившаяся на Дону крепость была наименована крепостью Св. Димитрия Ростовского (ныне Ростов-на-Дону). Д. считают покровителем Донской земли. К 250-летию Ростова-на-Дону (1997) в городе был воздвигнут памятник святителю (скульптор В. Г. Беляков). С 90-х гг. XX в. в Ростовской и Новочеркасской епархии РПЦ создаются храмы во имя Д. На нижнем этаже Иверского храма в ростовском в честь Иверской иконы Божией Матери жен. мон-ре (основан в нач. XX в., возобновлен в 1991) освящена ц. во имя Д. (не существовала в нач. XX в.). С марта 2006 г. посвященный Д. храм строится в г. Сальске Ростовской обл. При ростовском кафедральном соборе в честь Рождества Пресв. Богородицы с 1996 г. проводятся ежегодные Димитриевские образовательные чтения.
Д. был посвящен ряд научных конференций: Первые Димитриевские чтения, прошедшие в марте 1996 г. в РНБ (С.-Петербург), конференция «История и культура Ростовской земли», состоявшаяся в нояб. 2001 г. в Ростовском музее (Ярославская обл.), конференция, посвященная 250-летию канонизации святителя, к-рая прошла в апр. 2007 г. в Спасо-Иаковлевском мон-ре.
Публикация:
Федотова М. А. Почитание свт. Димитрия Ростовского // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия». Т. 15. С. 18-28. С публикацией можно ознакомиться по ссылке: