logo
sandvige Меню

Как канонизация святителя Димитрия улучшила духовное самочувствие русского человека ХVIII столетия

Священник А. Парфенов

Почему открытие и освидетельствование мощей святителя Димитрия произошло в 1752 году, а канонизация – только в 1757-м?

В синодальный период, в эпоху секуляризации общества, правительство с подозрением относилось к народной вере. В то время общество испытывало сильное религиозное давление немцев, упрекавших русских в несостоятельности православной веры. На русскую религиозную совесть давила протестантская мысль: «Верят русские не по Библии, неправильно». Кроме этих обидных упреков было и другое искушение, исходившее из своей же православной среды. Из самой глубины русского общества разносился шепот: «Изменили мы отеческим обычаям, предали веру, а благодать ушла на небо!» Старообрядцы постоянно упрекали верующих в том, что, приняв новые обычаи и обряды, Русская Церковь потеряла благодать, и она, по их словам, «ушла на небо». Это двойное давление как камень лежало на душе русского человека, смущая его совесть. При торжестве светских обычаев и модных нововведений в восемнадцатом столетии не произошло ни одной канонизации. Ни одной, пока не был прославлен вопреки косности синодальных чиновников святитель Димитрий Ростовский.

Предание говорит, что при погребении святителя местоблюститель Стефан Яворский, митрополит Рязанский, восклицал: «Свят Димитрий, свят!». Сам владыка Стефан не только чувствовал протестантское давление на Руси и суету старообрядческих шатаний, но как мог в устном и книжном слове защищал православие. Святость почившего Ростовского митрополита Димитрия была для него подтверждением своих дел и веры. Спустя немного времени панихида по почившему святителю Димитрию становится обязательной при вступлении каждого нового ростовского архиерея на кафедру. Так поступит и святитель Арсений Мацеевич. Впервые приехав в Ростов, он отслужит панихиду по святителю Димитрию, а затем повторит и его путь святости.

В те годы Святейший Синод спускал предписания внимательным образом смотреть, чтобы нигде не служились панихиды над могилами местночтимых святых подвижников, таких как преподобный Иринарх Затворник или блаженный Иоанн Власатый, Милостивый, ростовский чудотворец. Тем не менее, русский народ тянулся к своим святыням, испытывая потребность в молитве и прославлении благочестивых подвижников, наших заступников перед Богом. Множество народу, прослышав о святой жизни почившего Ростовского митрополита Димитрия, потянулось в Яковлевский монастырь. Здесь служили панихиды и молились почившему святителю, веря в его помощь, и многие ее получали. Очень скоро молва о помощи святителя, о его предстательстве перед Богом стала расходиться все большими и большими кругами. Поэтому, когда осенью 1752 года святые останки  святителя были обретены нетленными, русский православный народ, укрепившись в своей вере, вслед за митрополитом Стефаном повторил: «Свят Димитрий, свят!» Укрепились тогда и ноги тех, кто стал приходить к святителю, росли со временем списки чудес святого.

Пятилетнее затягивание дела канонизации святителя Димитрия, произошедшее, конечно,  промыслом Божьим, послужило лишь к большему прославлению его в народе. Ведь известно, что если это дело не от Бога, то оно разрушится, а если от Бога, то благословится. За этот пятилетний срок произошло несколько сотен исцелений у запечатанного гроба святителя. Как это часто бывает на Руси, ответственность в принятии решения берет на себя первое лицо государства. Разговоры о том, что от гроба Ростовского митрополита Димитрия, к которому с большим уважением относился ее отец, происходят исцеления, дошли до императрицы Елизаветы Петровны.  «Свят Димитрий, свят!» — повторила и императрица и задумалась. Ведь царскую тайну необходимо хранить, а о делах Божиих необходимо возвещать всем. После запрошенного ею доклада от Синода она повелевает дать делу ход. Комиссия отцов и преосвященных собирается вновь, чтобы провести освидетельствование святых останков и проверить истинность записанных исцелений. В результате в апреле 1757 года происходит первая канонизация в синодальный период — святитель Димитрий, митрополит Ростовский, причислен к лику святых, а его честные останки признаны святыми мощами.

Как будто камень упал с души русского человека! С прославлением святителя Димитрия все изменилось. Перед лицом протестантов и старообрядцев святость святителя Димитрия доказывала святость всей Русской Церкви, снимала бремя сомнений для тех, кто смутился духом в эти непростые годы. Канонизация одного святого стала огромным событием в духовной жизни Российской империи. Его называли «святым нашего времени», «Новым чудотворцем». В Ростов к святому Димитрию потянулась вся Россия, представители всех сословий, от императорской фамилии до простых крестьян. Предприимчивые ростовцы увидели, что город становится паломническим центром, и с удовольствием сдавали комнаты и квартиры паломникам.

В те времена появился большой спрос на маленькие финифтяные иконки с изображением святителя Димитрия, а заодно и остальных угодников Божиих, которых немало почитается в Ростово-Ярославской епархии. Так родился финифтяный промысел, и вскоре в Ростове заказы на финифтяные образки святых из разных мест России стали исчисляться тысячами. В порыве радости в честь новопрославленного святого не только освящали множество храмов, но и была названа новая крепость на Дону, которая обороняла южные рубежи нашего государства. Со временем крепость разрослась, рубежи отодвинулись. Крепость стала станицей Ростовской, а затем и знаменитым городом Ростовом-на-Дону. Прославление святителя Димитрия имело большие, во многом, поворотные последствия в духовной жизни России. «Просвещая своей жизнью, трудами и вдохновенным словом своих современников, оказывая на них столь сильное влияние, что слава о нем еще при жизни распространилась по всей Руси, святитель простер свое благотворное влияние и на все грядущие поколения через свои творения», — писали о святом в начале XX века.

Воистину святой стал путеводной звездой к Богу многих и многих поколений верных православию русских людей в искушениях Нового времени. Святитель Игнатий Брянчанинов отмечал, что творения святителя Димитрия имеют несомненное помазание Святого Духа. «Свят Димитрий, свят!» — повторяли многие. Признание святости свт. Димитрия — святого Нового времени — это признание святости всей Православной Церкви в новых условиях ее бытия, признание пребывания в ней Духа Святого. В нем же, подай Господи, всегда пребывать всем ее чадам и служителям молитвами великого святителя Димитрия!

РУССКИЕ ПАЛОМНИКИ НА СТАРЫХ ФОТОГРАФИЯХ

button up