logo
sandvige Меню

Из дела о канонизации св. Димитрия Ростовского. Первые 20 случаев чудесной помощи по молитвам к митрополиту Димитрию

Ярославские епархиальные ведомости. 1872

Обширные подборки материалов из дела об обретении и открытии мощей святого Димитрия Ростовского, которое велось в период 1752 — 1763 годов и в настоящее время хранится в Российском государственном историческом архиве, печатались в разных выпусках «Ярославских епархиальных ведомостей» в 1872 — 1880 годах. На нашем сайте эти разрозненные публикации впервые собраны вместе и представлены для ознакомления широкой аудитории.  
В данном разделе помещены записи первых двадцати случаев чудесной помощи от мощей еще непрославленного митрополита ростовского Димитрия, собранные комиссией, работавшей в Ростове в январе — феврале 1757 года. Показания записывались под клятвой.
Сохранена орфография и сокращения публикаций, с которых набирался текст.

 

Поклонение мощам св. Димитрия Ростовского. Клеймо раки с мощами святителя. Ростовская финифть. 2009

 

Чудеса от мощей святителя Димитрия Ростовского и по молитвам к нему

Ряд начинающихся здесь чудес, замечательным по бытовым чертам и проверенных следственною комиссиею, излагается по актам в консисторском деле об открытии мощей святителя Димитрия.

Ярославские епархиальные ведомости. 1872. Часть неофициальная. № 23. С. 183 — 186

1.

Ростовского уезда Якимовского стану вотчины Михаила Михайловича Волынского, перешедшей потом к племяннику его лейб-гвардии Преображенского полка сержанту Михаилу Иванову Волынскому же, села Лазорцева Скоропеина бобылка вдова Марья Варфоломеева при допросе, проводившемся в Ростовском архиерейском доме, преосвященными: Арсением, митрополитом Ростовским и Ярославским, Сильвестром, митрополитом Суздальским и Юрьевским и архимандритом Симонова монастыря Гавриилом генваря 15 года 1757, по самой сущей правде и христианской совести показала.

От роду ей, Марье 80-й год, в замужестве де она имелась тогож села Лазарцева за крестьянином Матвеем Герасимовым лет с 40, а по смерти его имеется вдовою 20-й год и назад тому лет с 19 она Марья по воле Божией заболела головною болезнию и в голове ее была не малая ломота и шум великий лет с 5 и оттого де она Марья глазами ослепла и ни малой стези и ничего не видела, так что без проводника из избы выдтить одной было никак невозможно кроме как ощупом и когда ей де Марье случалось иттить в церковь для прошения милостыни по деревням, в те времена водили ее тогож села старухи и малые ребята, а кто именно, того она за давним временем показать не упомнит: когда кому из них по просьбе ее проводить случится; а без проводника де ей Марье самой собою ходить было никак неможно ж и глазами де она Марья ничего не видела лет с 15, а назад тому 4-й год в осеннее время она Марья, услышавши от народной молвы, что в Ростовском Зачатьевском Яковлевском монастыре обретены мощи преосвященного Димитрия митрополита и обещалась она Марья при гробе оного преосвященного Димитрия, дабы ей Марье Господь Бог за молитвами Его Преосвященства подал прозрение, помолиться, сего ради она Марья в тот Яковлевский монастырь и пришла с проводником за раннюю литоргию, а после литоргии она Марья заставила по оном преосвященном Димитрие митрополите отпеть панихиду, которую де она Марья с прочими прилучившимися тогда богомольцами и отслушала и после  отправления тоя панихиды она Марья по обещанию своему за молитвами оного Марья по обещанию своему за молитвами оного преосвященного Димитрия в глазах получила исцеление таким образом. Когда она Марья в той церкви была и молилась, в то время в оной церкви ничего не видела, а как де она Марья после панихид из церкви переступила через порог на паперть и обратилась в церкви помолиться, в то самое время она Марья увидела свет и в церкви стоящие святые образы и людей и помолившись в той паперти усмотрила дорогу, по коей она Марья из монастыря и вышла вон и от того де монастыря в означенное село Лазарцево, которое имеется от Ростова разстоянием около озера верст с 20, пришла она Марья одна сама собою без проводника и от того де времени тому уже 4-й год она Марья глазами своими видит совершенно и всякую домашнюю работу исправляет и ходит сама собою одна без проводника и ныне де в голове ее ломоты и шуму не имеется и никакой в себе болезни не чувствует и имеется во всем здорова, а что де она Марья лет с 15 глазами ничего не видела и без проводника одна ходить не могла, знают и засвидетельствовать могут означенного села Лазорцева приходской и отец ее духовный поп Спиридон Егоров, диакон Егор Иванов, да того ж села крестьяне Данило Васильев, у коего в доме прежде Данила жила года с два будучи слепа, да соседи крестьяне ж староста Иван Васильев, выборной, того ж Лазорцева приходу деревни Вязовки Семен Никифоров; а что де она Марья за молитвами преосвященного Димитрия в глазах получила прозрение того Яковлевского монастыря монашествующие кто знает ли, того она Марья показать не ведает и в сем допросе она Марья показала по самой сущей правде и по христианской совести, а ежели что ложно и за то повинна она надлежащего по святым правилам и по Ее Императорского Величества указам штрафованию.

 

2.

Ростовского уезда приходу села Шугори церкви святителя Николая чудотворца, вотчины помещицы вдовы Катерины Ивановой дочери Ржевской деревни Подберезья крестьянская жена вдова Федосья Григорьева дочь по самой сущей правде и христианской совести допрашивана, а в допросе сказала следующее:

От роду ей Федосье лет с 60, в замужестве де она имелася тойже деревни Подберезья за крестьянином Никифором Минеевым с двадцать два года, по смерти же его имеется она вдовою шестой год. А назад тому лет с восемь она Федосья по воле Божией заболела головою, в которой была немалая ломота и из глаз ея шла слеза и гной с год времени, отчего она Федосья глазами ничего не видела лет с шесть и как де в избе ходила, так и на двор выходила ощупом. А когда де ей случалось идтить за двор в церковь и за домашнею нуждою, то ее Федосью водили дети ее родные Федор да Михайло когда из них коему проводить ее случалось и назад де тому с два года она Федосья, услышавши от народной молвы, что болящие, помолившись в Ростовском Зачатиевском Яковлевском монастыре при гробе преосвященного Димитрия митрополита, от болезней своих получают исцеление, положила усердное свое обещание идтить во оной Яковлевский монастырь и помолиться при гробе оного преосвященного Димитрия митрополита, дабы ей Федосье Господь Бог за молитвами оного угодника своего преосвященного Димитрия даровал получить глазам прозрение, по которому своему обещанию она Федосья назад тому другой год в великий пост в означенный Яковлевский монастырь приезжала с означенным большим сыном своим Федором и во время де отправления в том монастыре в церкви Божией часов при гробе оного преосвященного Димитрия митрополита помолилась. А потом в том же году в вешнее время в день празднуемого святого Леонтия епископа, ростовского чудотворца, она Федосья паки приходила в тот же Яковлевский монастырь, а приводила де ее Федосью пасынка ее означенной же деревни Подберезья крестьянина Ивана Никифорова жена Анна Иванова дочь (коя назад тому с год времени помре) и в то де время во оном монастыре в вечернее время она Федосья при гробе преосвященного Димитрия митрополита молилась и по обещанию де своему и по наряду ее она Федосья по оном преосвященном Димитрии митрополите отслушала панихиду, и после той панихиды отправления спустя недель с пять, а в коем именно месяце и числе не упомнит, она Федосья будучи в доме своем за молитвами оного преосвященного Димитрия митрополита, призывая его имя завсегда, глазами своими стала видеть попрежнему, и ныне она Федосья глазами видит совершенно, и ходит сама о себе без проводника и имеется здорова, и что де она Федосья лет с шесть глазами ничего не видела и сама о себе без проводника ходить никак не могла могут засвидетельствовать приходской и отец ее духовный села Шугори поп Стефан Иванов да ощначенной деревни Подберезья староста Гаврило Васильев, соседи ее крестьяне Лукьян Никитин, Михайло Иванов и дети ее родные Федор да Михайло, которые де ее Федосью слепую водили и все тоя деревни жители, что она была слепая, известны. А объявленного де Яковлевского монастыря в монашествующих о том, что она глазами лет с шесть ничего не видела, а потом стала видеть, кто знает ли, того она не ведает. Будучи же де она слепая глаза свои ничем не пользовала и врачев себе никого не призывала подлинно. В сем допросе она Федосья показала по самой сущей правде и христианской совести под опасением за неправильное и ложное показание надлежащего по святым правилам и по Ее Императорского Величества указам штрафованию.

 

Ярославские епархиальные ведомости. 1872. Часть неофициальная. № 24. С. 191 — 194

 

3.

Ростовского уезда дворцовой Его Императорского Величества волости села Угодич крестьянин Василий Андреев сын Короваев генваря 16 дня в присутствии допрашиван и в допросе сказал.

От роду ему Василью например лет семьдесят, а сколько подлинно не упомнит. Назад тому ныне осьмой год, а в котором именно году не упомнит же, точию в великий пост он Василий в доме своем парился в бане, которая имеется на огороде от двора его саженях в десяти и как он Василей из тоя бани пошел в дом свой огородом, то приключилась ему в глазах великая темность и в голове его стал немалой лом, отчего он Василей на дороге упал и лежал с полчаса времени на земле для того, что идти ему стало никак неможно и потом стал он Василей кричать сыну своему Ивану (который в то время в том же огороде убирал сено), чтоб он его Василья поднял, который, взяв его Василья, отвел в избу. Но и в той избе у него Василья в голове был великий лом с час времени, а потом того лому в голове не стало, точию как из обоих его глаз, так и из правого уха шел гной дня с два; а глазами он Василей ничего видеть не стал с самого того времени как он в огороде упал и как солнечного в день сияния, так и в ночи от огня бываемого свету отнюдь ничего он Василей не видел лет с шесть, и когда случалось ему есть, то руку его с ложкою до рта его приводили домашние его, а сам он Василей и ложки с кушаньем ко рту принести не видел же, и из избы на двор и из двора до церкви или куда б ему было надобно водили его Василья домашние. Точию в той болезни оных глаз своих ничем он Василей не лечивал и не пользовал, а потом как он Василей услышал от народной молвы, что преосвященного Димитрия митрополита Ростовского обретены мощи нетленны, то положил он намерение сам собою, чтоб ему Василью молиться оному преосвященному Димитрию митрополиту, дабы молитвами его Господь Бог дал ему прозрение и для того он Василей с приезжающим в показанное село Угодичи для продажи печеных хлебов ростовцем посадским человеком Федором Родионовым, сыном Бурлаковым, а его Василия свойственником (который жительство имел близ Ростовского Яковлевского монастыря) из дому своего ездил, а иногда отвозим бывал помянутым сыном своим Иваном многократно в дом к оному Федору Бурлакову, також и к брату его Васильеву двоюродному, имевшемуся в показанном Яковлевском монастыре иеромонаху Сергию во оный Яковлевский монастырь и у оных Федора Бурлакова в доме, а у иеромонаха Сергия в келии, бывал он Василей иногда дня по два и три, а иногда и по недели времени, и когда случилось ему Василью у него Сергия обедать или ужинать, то его Василья кормил он Сергий и в те времена от них Бурлакова из дому, а от иеромонаха Сергия из кельи водили его Василья оный Федор Бурлаков и жена его Наталья Григорьевна, а иногда и дети их Самсон и Григорей (кои оба имеются в живых, а Федор Бурлаков и жена его назад тому года с два померли) також и иеромонах Сергий для моления по обещанию Василья оного Яковлевского монастыря в церковь к вечерням, к заутреням и к Божественным литоргиям года с полтора, где он при гробе преосвященного Димитрия в времена, когда отводим был и молился, призывая оного святителя в помощь, чтоб молитвами его Господь Бог подал ему Василью прозрение. А между тем ему Василью показанный иеромонах Сергий советовал, чтоб он Василей по преосвященном Димитрии правил панихиду, точию он Василей то правление панихиды время от времени отлагал, а как в прошлом 755 году в самый Троицын день показанный свойственник его Федор Бурлаков приехал в село Угодичи для продажи хлебов, то он Василей положил непременное свое намерение и обещание по преосвященном Димитрие митрополите Ростовском отправить панихиду и для того во оный Троицын день после обеда со оным Федором Бурлаковым поехал в Ростов и через Ростовское озеро перевезен оным Федором Бурлаковым в лодке, и привезен был прямо к показанному Яковлевского монастыря иеромонаху Сергию в келью, у коего и ночевал и как во оный воскресный день к вечерне, так и противу понедельника к заутрени и во оный понедельник к литоргии того Яковлевского монастыря в церковь водил его Василья за слепотою оный иеромонах Сергий, а во оный на утро Троицына дня понедельник после литоргии по просьбе и по наряду его Василья оный иеромонах Сергий с того монастыря монашествующими, а с кем именно он Василей не знает, при гробе преосвященного Димитрия митрополита отправили панихаду и после отправления той панихиды он Василей намерился было идти обедать к помянутому свойственнику своему Федору Бурлакову, чего для из церкви показанный иеромонах Сергий повел было его Василья до монастырских ворот, чтоб для отведения его Василья к Бурлакову в дом послать, кто прилучится у тех ворот, проводника, но как только из той Яковлевского монастыря церкви со оным иеромонахом Сергием он Василей вышел и с паперти сошел на монастырь, обема глазами стал он Василей несколько видеть и в то самое время он Василей оному иеромонаху Сергию сказав, что он Василей до двора Федора Бурлакова может быть дойдет и сам, пошел от оного иеромонаха Сергия с монастыря один, и как очувствовался, что идет он Василей сам без проводника и дорогу и идущих людей видит, то благодаря Бога и преосвященного Димитрия с радостью, не заходя в дом Федора Бурлакова, пошел прямо в ростовские ряды, в коих оный Федор Бурлаков продавал печеные хлебы, и сказав ему Бурлакову, что он Василей благодатью Божией и молитвами преосвященного Димитрия митрополита Ростовского видит и ходит сам, пошел к озеру и с прилучившимися тогда через озеро в село Угодичи ездоками переехал в Угодичи и пришел в дом свой один в тот же день около половины дня, и с того времени он Василей ходит и поныне один сам собой без проводника, и как в день солнечной свет, так и ночью луну и от свечи свет також и людей видит, и по промыслу их мясо иногда продает сам. А что он Василей лет с шесть ничего отнюдь не видел и без проводника сам собой не точию по улице, но и из избы на двор не выходил, о том сведомы показанный иеромонах (старец 70 лет) Сергий, да бывые в показанном селе Угодичах поп Иаков (который ныне находится в граде Ярославле при домовой его преосвященства попом же), да того ж села Угодич бывый диакон Михайло Федоров, дворцовые того ж села крестьяне Богоявленского прихода Иван Михайлов, Никольского приходу Алексей Григорьев, Логин Киприянов, Дмитрей Степанов, Михайло Афанасьев и вышеявленные Федора Бурлакова дети Самсон да Григорей и сын его Васильев Иван; а что он Василей на утро Троицына дня после отправления по преосвященном Димитрии при гробе его панихиды получил прозрение и из монастыря пошел без проводника один, о том сведом помянутый же иеромонах Сергий, который ныне находится в Ростовском Белогостицком монастыре иеромонахом же; а другие того монастыря монашествующие о том сведомы ль, он Василей не знает, и вышеписанное все он Василей показал самую сущую правду, по христианской совести, а ежели что ложно, за то повинен неотменного по силе святых правил и Ее Императорского Величества указов штрафа и истязания.

 

Ярославские епархиальные ведомости. 1872. Часть неофициальная. № 25. С. 199 — 201

 

4.

Ростовского уезда, вотчины действительного камергера и ордена святой Анны кавалера князя Петра Ивановича Репнина села Великого крестьянин Леонтий Антонов по самой сущей правде и христианской совести допрашиван, а в допросе сказал.

Дочь де его родная Параскева ныне имеется от рождения одиннадцати лет, которая де назад тому третий год по воли Божией заболела и имелась в расслаблении, и руками и ногами ничего не владела и ничего не говорила и лежала на постели близ смерти с двадцать недель и в той де болезни обе ноги ее были скорчены, оттого что в коленях ее жилы свело и в том де расслаблении оная дочь приходским того села Великого попом Васильем Борисовым святых Христовых таин причащена и во время де той болезни он Леонтей, известившись от народной молвы, что болящие люди, помолившись в Ростовском Зачатьевском Яковлевском монастыре при гробе преосвященного Димитрия митрополита, от болезней своих получают исцеления, положил усердное свое обещание со оною болящею своею дочерью помолиться при гробе оного преосвященного Димитрия, дабы Господь Бог за молитвами оного угодника своего оной дочери его от болезни даровал освобождение, и потому де своему обещанию он Леонтей со ною болящею дочерью своею Прасковьею в 755 году в феврале месяце, а в коем имянно числе не упомнит, в тот Яковлевский монастырь ездил и в церковь ко гробу оного преосвященного Димитрия митрополита тое болящую дочь свою он Леонтей внес на руках своих и положил (понеже де как выше сего явствует была в разслаблении) на пол, и руками и ногами ничего не владела и ничего не говорила, и в том монастыре отслушал с нею святую литоргию, а после литоргии по наряду его того монастыря иеромонах, а как его зовут не знает, отправил по оном преосвященном Димитрии панихиду, а по отправлении тоя панихиды он Леонтей со оною дочерью своею больною приехал в дом свой и по приезде в дом его на другой день оной дочери его Прасковье от болезни ее за молитвами оного преосвященного Димитрия митрополита стало быть свободнее таким образом. Сперва она стала руками своими владеть и креститься, скорченные же ее ноги в жилах развело и стала по избе ходить сама о себе с палочкой, с коею де она и ходила с неделю времени, а потом она Прасковья от разслабления своего совершенно освободилась и ходила уже сама о себе без палочки, точию де ничего не говорила с полтора года, а в 756 году в августе месяце пред праздником Преображения Господня дня за три оная дочь его Прасковья ничего не говорящая сама ж о себе с матерью своею родною, а его Леонтьевою женою, Марьею Ларионовою по усердному своему обещанию для моления ж ходили пешком в означенный же Яковлевский монастырь ко гробу преосвященного Димитрия митрополита и отслушали святую литоргию, да вторичную по наряду их по оном преосвященном Димитрии митрополите панихиду, и из Ростова де пришли в дом свой пешком же, а от Ростова де до села де Великого имеется тридцать верст и по приходе в дом оная дочь его Прасковья стала говорить, и ныне говорит свободно, и никакой у нее болезни не имеется, а находится она в совершенном здоровье, а что же оная дочь его Прасковья имелась, как выше сего объявлено, в разслаблении, и руками и ногами ничего не владела и лежала в постели недель с двадцать, и будучи в той болезни и после освобождения от разслабления года с полтора ничего не говорила подлинно, могут засвидетельствовать означенной приходской их села Великого поп Василей Борисов, да соседи его того ж села крестьяне Яков Леонтьев, Василей Егоров, Дмитрей Антонов и все того села жители об том известны подлинно ж, а помянутого де Яковлевского монастыря из монашествующих о болезни оной дочери его и о получении исцеления кто известный, того он Леонтей не знает и в сем допросе он Леонтей показал по самой сущей правде и христианской совести под опасением за неправильно показание надлежащего по святым правилам и по Ее Императорского Величества указам штрафования.

 

5.

Ростовского Зачатьевского Яковлевского монастыря подмонастырской слободы бобыля Осипа Михайлова жена Евфросиния Васильева ро самой сущей правде и христианской совести в допросе показала.

От роду ей Евфросинии лет с пятьдесят, в замужестве де она Евфросиния за оным бобылем Осипом Михайловым имеется лет с тридцать, а назад де тому лет с восемь ей Евфросинии не вем от чего приключилась тоска, которая де находила на нее по утрам завсегда, а потом назад тому года с четыре она Евфросиния сверх тоски не вем отчего стала искать и оттого во утробе ее не вем что как бы превращалось, отчего она имела внутреннюю болезнь, и та де икота ей сперва была во время отправления вечерни, заутрени и литоргии, а потом назад тому года с два оная икота ей Евфросинии стала почти безпрестанно, отчего она Евфросиния и ночи не спала, и от той де болезни она Евфросиния мало и хлеба ела, и как де в дом, так и в церкви при отправлении священнослужения, как заичет, она Евфросиния вся тряслась и будучи де в той болезни она Евфросиния обещалась молиться преосвященному Димитрию митрополиту, чтоб за его молитвами она Евфросиния от той внутренней болезни от тоски и от икания освободилась и получила исцеление и по обещанию де ее она Евфросиния при гробе оного преосвященного Димитрия митрополита отслушала панихиду и молилась, и после того вскоре, а чрез какое именно время не упомнит, назад тому другой год она Евфросиния по обещанию своему за молитвами оного преосвященного Димитрия митрополита от той внутренней животной болезни, тоски, икания и трясения получила себе исцеление, и пришла в совершенное здравие, и ныне де она Евфросиния находится от скорби здрава, и что де она Евфросиния обдержима была животною болезнию и от той болезни тосковала и икала могут засвидетельствовать отец ее духовный града Ростова церкви Рождества Пресвятой Богородицы, что на Горицах поп Иаков Исаев, да соседи ее ростовец посадский человек Петр Игнатьев, сын Добрынин, подмонастырской Яковлевской слободы жители Петр Иванов, Иван Михайлов, да означенного Яковлевского монастыря дворник Иван Матвеев, да что ж де она Евфросиния тосковала и икала в помянутом монастыре в церкви, будучи для моления у гроба преосвященного Димитрия, самовидец того ж Яковлевского монастыря казначей иеромонах Пимен, который де по просьбе ее по оном преосвященном Димитрии митрополите панихиду отправлял, после чего она Евфросиния и получила исцеление. И в сем допросе она Евфросиния показала по самой сущей правде и христианской совести, а ежели что ложно и за то повинна она надлежащего по святым правилам и по Ее Императорского Величества указам штрафования.

 

Ярославские епархиальные ведомости. 1872. Часть неофициальная. № 26. С. 205 — 209

 

6.

Града Ростова, приходу церкви святого Климента папы римского, что у варниц, посадская дочь девица Настасья Гаврилова по самой сущей правде и христианской совести допрашивана, а в допросе сказала:

От роду ей Наталье четыредесятый год отец ее родной ростовец посадский человек Гаврило, Андреев сын, по прозванию Иконников, который назад тому второй надесять год помре, а она де Настасья жительство имеет с матерью родною вдовою Ксениею Андреевою в одном доме, а как де она Настасья имела от рождения своего лет семи, то не вем отчего приключилась ей внутренняя болезнь, от которой она тосковала временно, а потом как она Настасья пришла в совершенный возраст, то оная ее болезнь наибольше приумножилась и имелась ей под грудью не малая тоска, от которой де болезни она Настасья как в доме своем  во время церковного пения, а паче в бытность ее в праздничные и воскресные дни в церкви Божией при священнослужителях тосковала и икала и не мало кричала и в церкви иногда де она сидела, а иногда же де держали ее прилучившиеся люди под руки. А между церковными пениями она Настасья приходила в сочувствие, а назад де тому другой год после праздника святых первоверховных апостол Петра и Павла оная болезнь совершенно ей умножилась, и во утробе де ее не вем что ворочалось, отчего де была она в крайнем безпамятствии с неделю времени и что уже делала, того она Настасья за совершенным безпамятствием и безумием своим ничего не помнит и потому де она Настасья признает, что она такою тяжкою болезнию одержима была от нечистого духа и после де того вскоре как она Настасья мало нечто в сочувствие пришла, то она слышав еще первее того безпамятствия и безумия своего от народной молвы, что приходящие и приезжающие в Ростовский Зачатьевский монастырь люди помолившись при гробе преосвященного Димитрия митрополита ростовского от болезней своих получают исцеления, обещалась при гробе оного преосвященного Димитрия митрополита помолиться, дабы ей Господь Бог за молитвами оного угодника Божия от показанной тяжкой болезни даровал исцеление и для того моления ее Настасью в тот Яковлевский монастырь привел брат ее двоюродный ростовец посадкий человек Андрей Дмитриев, сын Глатков и в том де монастыре она Настасья при гробе преосвященного Димитрия за вечернями, литоргиями и панихидами молилась с неделю времени и по наряду ее по оном преосвященном Димитрии митрополите отправляемы были панихиды неоднократно, которые де отправляли того монастыря казначей иеромонах Пимен и прочие иеромонахи, а кто именно не знает. И будучи де в том монастыре во время отправления священнослужения и панихид она Настасья безмерно тосковала и икала и кричала и была в беспамятствиях, и помолившись де через недельное время она Настасья в том Яковлевском монастыре за молитвами оного преосвященного Димитрия митрополита образумилась и от болезни своей получила совершенное освобождение и исцеление и пришла в дом свой и от того времени она Настасья никакой болезни в сеюе не имеет, и имеется совсем здорова. А что де она Настасья показанною тяжкою болезнию одержима была, тосковала и икала и кричала, а напоследок в безпамятствии и безумии имелась и от болезни своей получила совершенное освобождение и исцеление могут засвидетельствовать означенный казначей иеромонах Пимен и приходской отец ее духовный вышеозначенный Климонтовской церкви поп Яков Федоров и вышепомянутой брат ее двоюродный посадкий человек Андрей Глатков, который ее в Яковлевский монастырь приводил да брат же ее двоюродныйростовец посадский человек Петр Козмин сын Тютин подлинно. Вышепомянутая же мать ее родная Ксения Андреева ныне имеется весьма престарела, дряхла и глуха и затем де ее об ней Настасье засвидетельствованию представить никак не можно, она де ж Настасья за вышепоказанною же тяжкою болезнию и в замужество не пошла подлинно. И в сем допросе она Настасья показала самую сущую правду под опасением за неправильное и ложное показание надлежащего по святым правилам и Ее Императорского Величества указам штрафования.

 

7.

Града Ярославля, приходу церкви святого Иоанна Предтечи, что в Толчкове, ярославца посадского человека Дмитрия Артемьева, сына Протопопова, жена Марфа Васильева по самой сущей правде и христианской совести допрашивана, а в допросе сказала следующее.

От роду ей Марфе тридцать пять лет, в замужестве она Марфа за оным ярославцем посадским человеком Дмитрием Протопоповым имеется лет с пятнадцать, а в прошлом 1755 году августа с 1 числа не вем отчего она Марфа стала быть в безпамятствии: и оттого она Марфа имела в себе не малую болезнь внутреннюю и много кричала и била себя и падала на пол и на землю и от чего де ее Марфу, чтоб она не билась, держали прилучающиеся люди, а кто именно показать не упомнит, и в той де болезни утроба ее весьма надымалась безвременно; и по той де болезни своей признает она Марфа, что она тою болезнию одержима была от бесов; и в той де болезни находилась она недели с три и больше, а как де того ж августа 23 числа 755 года, о есть в отдание празднику Успения пресвятой Богородицы из Ярославской соборной церкви имелось образа Пресвятой Богородицы Тихвинской с крестным хождением в Ростовский Рождественский девичь монастырь провождение, в то время и она Марфа за оным же крестным хождением с ярославцами, а с кем именно она Марфа не упомнит, из Ярославля в Ростов пришла пешком, а когда она мало в сочувствие приходила, тогда она Марфа обещалась помолиться в Ростовском Зачатьевском Яковлевском монастыре при гробе преосвященного Димитрия митрополита и отслушать по нем панихиду, и потому де обещанию своему она Марфа во оном Яковлевском монастыре при гробе преосвященного Димитрия митрополита была и молилась с неделю и слушала святую литоргию и по наряду ее по оном преосвященном Димитрии отправляли того монастыря иеромонахи, а кто именно не упомнит, панихиды, и в бытность де ее в том монастыре в церкви Божией она Марфа, как выше сего явствует, много кричала и сама себя била, и падала на пол, и утроба ее весьма подымалась же, и будучи еще в том де монастыре она Марфа за молитвами оного преосвященного Димитрия митрополита от безпамятствия образумилась и пришла в совершенный разум, в чем де засвидетельствовать может того монастыря казначей иеромонах Пимен, и из Ростова в Ярославль, нанявши подводу, приехала она уже в совершенном уме и разуме, и от того де времени и доныне она Марфа имеется здрава, а никакой болезни и безпамятствия в ней не находится: а что ж де она Марфа одержима была болезнию и много кричала и сама себя била и падала на землю и на пол, и утроба ее вздымалась, могут засвидетельствовать отец ее духовный града Ярославля, Предтечевской, что в Толчкове, церкви поп Василей Васильев, да града Ростова, церкви святых бессребренников Козмы и Дамиана поп Максим Никифоров, у которого де по знаемству она Марфа, случаючись в Ростове, в доме бывала неоднократно. И в сем допросе она Марфа показала по самой сущей правде и христианской совести под опасением за неправильное показание надлежащего по святым правилам и по Ее Императорского Величества указам штрафования.

 

8.

Града Ярославля, Толчковской слободы, приходу церкви святого Иоанна Предтечи посадского человека Ивана Степанова, сына Щеникова жена Марья Иванова дочь по самой сущей правде и христианской совести допрашивана и сказала.

От роду ей Марье с двадцать с пять лет, а сколько подлинно не знает, рождение ее в городе же Ярославле в Тверицкой слободе, отец ее Иван Иванов и мать Марфа Васильева были ярославские посадские люди, которые оба в давних годех, что и она не помнит, померли. А в замужестве она за показанным Щениковым тому ныне от октября месяца имеется осмой год, болезнь де у ней Марьи от самого бракосочетания была внутренняя, такая, как бы что во утробе ее ворочилось и оттого приходила ей Марье превеликая и нестерпимая тоска, отчего она приходила в крайнее безпамятство и безумие и от нестерпения той превеликой тоски и внутренней под грудью болезни сама себя в безпамятстве она Марья била и кусала руки и волосы на голове своей драла, по коей нестерпимой болезни ее Марью, когда придет в такое безпамятство и станет бить и руки кусает и волосы драть, не можно было удержать никому, и в таком безпамятстве по улицам безстыдно в одной рубахе бегала, и для того иногда ее Марью, дома вязали и путали веревками, и хотя ей Марье от той болезни иногда случалось полегче на малое время: дни на три и на четыре, однако ж часто и едва не по вся дни оною внутренней болезнью, безмерным тоскованием и безпамятством была одержима, а особливо ежели в церковь когда к обедне придет, то пуще сделается ей во утробе под грудью превеликая тоска и как бы что в ней заворочается и в глазах будет обморок, а паче во время явления святых даров, отчего она Марья иногда сама, когда сможет, кое-как из церкви выходила, а иногда люди выведут; а кто ее в той болезни держивал или вязал и из церкви выводили, о том она за безпамятством не знает токмо оной внетренней болезнью и безпамятством одержима она была близ шести лет по прошлый 755-й год, а в этом году в летнее время, когда приходит из Ростова в Ярославль пресвятой Богородицы икона Тихвинская, тогда она Марья, быв немного от оной болезни в отраде, положила обещание, как та икона будет возвращаться в Ростов, то за оной иконой иттить молиться в Яковлевский монастырь ко гробу преосвященного Димитрия митрополита и по тому своему обещанию за тою иконою с прочими людьми в Ростов и шла, а в путешествии оном ей Марье та ж болезнь приходила, в коей она ж тако ж, как и прежде показано, сама себя от тоски в безпамятстве била и охраняли ее бывшие за провождением той иконы знаемцы ее града ж Ярославля церкви св. архангела Михаила дьячек Федор Иванов, да жена его Матрена Максимова и пришед жила в Ростове Козьма-Демьянской церкви у попа Максима в доме в безпамятстве всего месяца с два и когда очувствуется, много покушалась иттить для моления о себе ко гробу преосвященного Димитрия, однако содержащая ее вышеявленная внутренняя болезнь и приключающаяся несносная тоска иттить ей Марье весьма препятствовала и крайне по ее намерениям не допускала, а как она Марья в Яковлевский монастырь через великую силу кое как, едва помнит, пришла и по наряду ее отпеваемы были по преосвященном Димитрии при гробе его белым попом Петром, что ныне иеромонах казначей Пимен, панихиды, то она в те пения тосковала весьма и билась паче прежнего, чего ради ее Марью прилучавшиеся в той церкви богомольцы держали за руки с великою силой, а кт именно, показать не упомнит, и была она Марья при гробе преосвященного Димитря три дни без ума как во время отправления священно-служения и панихид, також и промежу пением, а по прошествии оных трех дней стало ей Марье от болезни отраднее и стала быть в уме и как помолясь приложилась к мощам оного преосвященного Димитрия митрополита, то почувствовала себя быть в совершенном разуме и в здоровье, и то освобождение от болезни почувствовавши и молитвами преосвященного Димитрия в совершенный разум пришедши, возвратилась в дом свой здоровая, и ныне она Марья от того времени находится совсем здорова и в твердом своем прежнем разуме и бывшей наперед тоски ей Марье как во время пения в церкви, так и нигде уже не бывает; а что она Марья через толикое время была в вышепрописанной своей тяжкой болезни и в беспамятстве сама себя била и кусала и по улицам бегала и связывана была, о том сведомы отец ее духовный вышеупомянутый Предтечевской церкви поп Василей Васильев, да соседи ее того же Предтечевского приходу ярославцы посадские люди Иван Иванов сын Протасов, Косьма Иванов Штанников, которые о том и засвидетельствуют, а что у Козьмо-Демьянского попа два месяца в болезни ж жила, о том оный поп и что при гробе преосвященного Димитрия три дни безотлучно в болезни ж молилась и от тоски билась и людьми в церкви у гроба была держима и по молитве исцеление получила, о том может засвидетельствовать показанный иеромонах Пимен. И в сем допросе она Марья показала по самой сущей правде и христианской совести, а ежели что ложно и за то повинна она надлежащего по святым правилам и по Ее Императорского Величества указам штрафования.

 

Ярославские епархиальные ведомости. 1872. Часть неофициальная. № 27. С. 214 — 218

 

9.

Угличского духовного правления подканцелярист Алексей Петров, сын Курохтанский по сущей правде и христианской совести допрашиван, а в допросе сказал:

От роду ему тридцать семь лет, в прошлом де 1754-м году октября 24-го числа он Курохтанский, быв в Ростове, по воле Божией заболел головною болезнию, от которой де в голове его была немалая ломота и превеликий жар, и из глаз его шел превеликий гной и очьми ничего не видел недели с две и в избе ходил ощупом, а из избы выходил с провожатым и во время де той болезни он Курохтанский ничем не пользовал, а положил только усердное свое обещание молиться, чтоб Господь Бог за молитвами угодника своего преосвященного Димитрия митрополита дал ему Курохтанскому от глазной его болезни освобождение и очам прозрение и быть в Ростовском Зачатьевском Яковлевском монастыре и при гробе оного преосвященного Димитрия митрополита отслушать панихиду, почему в том же 754-м в ноябре месяце, а в коих именно числах не упомнит, он Курохтанский домашними своими в тот Яковлевский монастырь и вожден был по две времени к литургиям и после де литургии по наряду его Курохтанского того монастыря иеромонахи, а кто именно того за давним временем показать не упомнит же, по оном преосвященном Димитриии митрополите при гробе его отправили дважды панихиды, и после отправления панихид вскоре от той главной болезни стало ему быть полегче и в голове его ломота утихла, также жар утих и гной же итить перестал и были де глаза его весьма кровны, а потом через неделю времени за молитвами оного преосвященного Димитрия он Курохтанский от той главной болезни совершенно освободился; и очам стало быть прозрение, и от того времени и доныне он Курохтанский имеется здрав и глазами видит якоже и прежде, а что де он Курохтанский главною болезнию одержим был и глазами своими ничего не видел недели с две, могут засвидетельствовать ростовский его преосвященства экономической канцелярии Иван, да копеист Гаврило Петровы, дети Пчелины, у коих в доме он Курохтанский в той болезни находился, понеже они ему шурья де родные, да той же экономической канцелярии правящий управительскую должность канцелярист Иван Волков; братья его родные Ростовской духовной консистории подканцеляристы Федор да Николай Курохтанские. А в сем допросе он Курохтанский показал по самой сущей правде и христианской совести, а ежели что ложно и за то повинен он надлежащего по святым правилам и по Ее Императорского Величества указам штрафования.

 

10.

Града Ярославля, приходу церкви Благовещения Пресвятой Богородицы ярославец посадский человек Яков Тихонов, по прозванью Богомолов, по самой сущей правде и христианской совести допрашиван, а в допросе показал следующее:

От роду ему Якову двадцатый год, женат он тоже града Ярославля Коровницкой кирпичной слободы у жителя Матвея Петрова, сына Беляева, на дочери его девице Татьяне Матвеевой назад тому четвертый год. А в прошлом де 1755-м году, в осеннее время, а в коем именно месяце и числе того за давним временем показать не упомнит, он Яков по воли Божии весьма заболел и одержим был разслабленною белезнью и руками и ногами ничего не владел, и как в руках, так и в ногах и во всем теле в костях его была немалая ломота и лежал в постеле недель с восемь и во время де той болезни ему Якову в нощное время во сне спящему явился старый человек, который ему Якову объявил: поезжай де ты в Ростов и помолись угоднику Божию преосвященному Димитрию митрополиту и он де о тебе упросит Господа Бога и от болезни своей получишь исцеление и будешь здрав и пробудившись де от сна ему Якову от болезни его стало быть мало посвободнее и в то ж самое время по избе своей он Яков прошел с нуждою, почему он Яков обещался съездить в Ростовский Зачатьевский Яковлевский монастырь и помолиться при гробе оного преосвященного Димитрия и отправить по нем панихиду и достодолжное поклонение воздать и потому де обещанию своему за молитвами оного преосвященного Димитрия митрополита он Яков стал руками владеть и ногами ходить свободно, и как де он Яков от болезни своей совершенно освободился, то в прошлом 1756 году в феврале месяце, а в коем именно числе не упомнит, он Яков приезжал в Ростов в помянутый Зачатьевский Яковлевский монастырь и при гробе преосвященного Димитрия митрополита молился и отслушал по наряду его отправляемую того монастыря иеромонахом, а кем именно не упомнит, панихиду, благодаря Господа Бога, что он по обещанию своему за молитвами преосвященного Димитрия митрополита от показанной своей болезни получил совершенное освобождение, и от того времени и по ныне он Яков имеется здрав, в чем он ему в том Яковлевском монастыре в записной о чудесах тетради своеручно и подписался, а о том, что он Яков недель с восемь имелся в разслаблении, и руками и ногами ничего не владел, известен отец его духовный означенной Благовещенской церкви священник Сергий Дмитриев, а кроме его других никого он Яков иных в Ростове во свидетельство представить не имеет. В сем допросе он Яков показал сущую правду по христианской совести под опасением за неправильное показание надлежащего по святым правилам и по Ее Императорского Величества указам штрафовании.

 

11.

Ростовского уезда села Полянок, бывшего пономаря Гаврила Афанасьева сын Василий в допросе сущую правду сказал:

От роду ему Василью ныне имеется семнадцать лет, и назад тому лет с пять он Василий будучи в граде Ростове в доме Ростовской духовной консистории у сторожа Матвея Федотова, сына Лисицына, от рождения своего тогда лет одиннадцати по воли Божией заболел и находился в той болезни недель с шесть, и лежал в постели и у правой де его ноги в колене была немалая ломота, от которой де болезни был он в безпамятствии, и от той де болезни во оной его правой ноге в колене жилы свело и затем ему ходить было никак не можно, и как он Василей от той болезни своей (кроме оной правой своей ноги) освободился, то он Василей для хождения себе под тое ногу сделал деревянницу, которую, подвязав к правому коленку на той деревяннице ходил, опираясь палкою едва не четыре года, т. е. 752 года от марта месяца по февраль прошлого 756 года, а в том феврале месяце он Василей для прошения и милостыни ходил в Ростовский Спасский что на песках монастырь, и между тем в разные места, заходил в Ростовский Зачатьевский Яковлевский монастырь для моления ко гробу преосвященного Димитрия митрополита и во время отправления в том Яковлевском монастыре святые литоргии и после оные при оном преосвященного Димитрия гробе панихид он Василей молился, прося оного преосвященного Димитрия о том, чтоб скорченная ему Василью правая нога, коею он ходил на деревяннице, развелася.

И по той его ко оному преосвященному Димитрию молитве оная его правая нога в колене стала помалу разводиться и сперва де он Василей стал ходить по избе без деревяннице о палке, а потом де как у него Василья оная нога через недельное время развелася, то он Василей стал же ходить и везде не только без деревянницы, но и без палки, и на тое правую ногу ступает действительно и никакой той ноге болезни уже не чувствует и имеется весь здоров. А что де он Василей в болезни находился в безпамятствии и лежал в постели недель с шесть, а после того правою ногою без мала с четыре года ходил на деревяннице явственно могут засвидетельствовать означенный сторож Матвей Лисицын, да отец его духовный града Ростова церкви святые живоначальные Троицы поп Петр Андреев, ростовской соборной церкви протодиакон Андрей Гаврилов, дому его преосвященства дьякон Петр Ильин, певчие Сергей Михайлов, Иван Матвеев, да того ж града Ростова церкви святого Николая чудотворца, что в Подозерьи, дьякон Иван Аввакумов, и прочим того града Ростова жителям как он на деревяннице ходил видимо было. А что де он Василей для моления в означенный Яковлевский монастырь ко гробу преосвященного Димитрия приходил и панихиды слушал и оттого ноге своей исцеление получил того монастыря из монашествующих кто сведомы ль, того он Василей показать не знает и в сем допросе он Василей показал по самой сущей правде и христианской совести, а ежели что ложно и за то повинен он надлежащего по святым правилам по Ее Императорского Величества указам штрафования.

 

12.

Града Ростова, межевой команды копеист Илья Васильев, сын Андронов, в допросе сущую правду сказал:

В прошлом де 1756 году июня с первых чисел он Андронов по воли Божией весьма занемог и был огневичной болезни в безпамятствии недели с две, и будучи в той болезни в крайнем своем безпамятствии он Андронов из дому своего многократно выдирался куда нибудь идти, отчего де удерживали его живущий с ним в одном доме дядя его по матери родной бывый ростовской его преосвященства экономической канцелярии пристав Алексей Михайлов, сын Ключарев, да приходившие в дом его временно дядя ж его родной ростовской соборной церкви звонарь Козьма Михайлов, сын Ключарев, с сыном своим родным Леонтьевичем и в одно де время он Андронов внезапно из дому своего в избное окошко днем ушел вон и на дворе де того ж града Ростова против церкви Петра и Павла его Андронова поймал помянутый брат его двоюродный Звонарев сын Леонтий Козмин, который де на случившейся тогда подводе его Андронова и свез в дом его, и в той де болезни его Андронова, чтоб он из дому своего не ушел наблюдали и предостерегали помянутые ж дядья его Алексей да Козьма Михайловы, дети Ключаревы, и по обещанию де оного дяди его Алексея Ключарева к преосвященному Димитрию митрополиту его Андронова больного в безпамятствии помянутый брат его двоюродный Леонтией Козмин сын Ключарев отвез в Ростовский Зачатьевский Яковлевский монастырь за раннюю литоргию, а после де литоргии по наряду оного Леонтия Ключарева у гроба преосвященного Димитрия была отправлена панихида, и после ж той панихиды отправления он Андронов мало пришел в чувствие и в память и от болезни несколько поосвободился и того ж июня 20 дня он Андронов по обещанию его означенным же Леонтием Козминым вожен был в помянутый же Зачатьевский Яковлевский монастырь к ранней литоргии, а по литоргии по наряду его ж Леонтия Козьмина при гробе преосвященного Димитрия митрополита слушал вторично панихиду, а потом он Андронов вскоре от болезни получил совершенное исцеление и ныне он Андронов находится здрав по прежнему, чего ради он Андронов о том, что он быв у гроба преосвященного Димитрия митрополита дважды слушав панихиды получил исцеление в том монастыре в записной тетради своеручно и подписался. А что де он Андронов в показанной огневичной болезни в безпамятствии находился недели с две и от болезни своей исцеление получил подлинно о том сведомы и совершенно засвидетельствовать могут отец его духовный града Ростова церкви Петра и Павла поп Василей Алексеев, дьячек Петр Васильев, да означенные дядья его Алексей и Козьма Ключаревы да сын его Козьмин Леонтей, в чем он Андронов на них во свидетельство и шлется. А как де он Андронов будучи в болезни при гробе преосвященного Димитрия митрополита панихиды слушал в то время из духовных персон кто именно были и что он Андронов в той болезни находился и после панихид отправления от той болезни свободился сведомль, того он Андронов показать не знает и в сем допросе он Андронов показал по самой сущей правде и христианской совести, а ежели что ложно показал и за то повинен он надлежащего по святым правилам и по Ее Императорского Величества указам штрафования.

 

Ярославские епархиальные ведомости. 1872. Часть неофициальная. № 28. С. 222 — 225

 

13.

Града Ростова, церкви святых апостол Петра и Павла поп Василей Алексеев против показательства приходу его межевой команды копеиста Ильи Васильева, сына Андронова, в допросе по священству по самой сущей правде и христианской совести между прочим сказал:

Он де поп Василей оному копеисту Илье Андронову в болезни его о том, чтоб он обещался преосвященном Димитрию митрополиту помолиться внушал и напоминал по такому случаю, что он поп сам по воли Божии в 754 году июля с 22 числа заболел головою, в коей имелась ломота и шея вся опухла и была в горле его немалая болезнь, так что ему попу ничего поесть и от жажды выпить и проглотнуть было никак не можно и в той де горляной болезни он поп ни пил ни ел дней с двенадцать, то есть августа по 3-е число того ж 754 года и в таком случае он поп будучи уже в совершенной к смерти болезни его духовным того ж града Ростова церкви святых благоверных князей Бориса и Глеба попом Федором Ивановым был исповедан и святых Христовых таин причащен и елеем освящен по чиноположению и от оной де горляной болезни ему попу и говорить было никак не можно, а того ж де августа 2-го числа перед вечером, как он поп услышал в Ростовском Зачатьевском Яковлевском монастыре благовест к вечерне, в то время он поп в разсуждении таком, что для моления ко гробу преосвященного Димитрия митрополита и отправления по нем панихид приезжают из дальних стран люди, а он поп живучи в Ростове и мощам его преосвященства никогда не прикладывался едва возмог проговорить попадье своей Марфе Алексеевой, чтоб она шла во оный Яковлевский монастырь к вечерне и после вечерни заставила отправить при гробе преосвященного Димитрия митрополита панихиду. И как де она жена его во оный монастырь пошла в то вечернее время, он поп заснул и пробудившись от сна как в голове ломоты, так и в горле своем болезни не почувствовал, и как де оная жена его в дом свой обратно пришла, тогда он поп тое жену свою, что она в тот Яковлевский монастырь ходила по преосвященном Димитрии митрополите панихиду слушала ль спросил свободно, понеже гортанная его болезнь минулась, на что она ему попу сказала, что она в тот монастырь ходила и у вечерни была и у гроба преосвященного Димитрия молилась и панихиду слушала и в тот де вечер стола ему попу от болезни свободнее и вставши с постели по избе своей походил, а на утро, то есть 3-го числа августа он поп сам собою по обещанию своему о палочке ходил в помянутый Яковлевский монастырь и помолился и приложился к мощам преосвященного Димитрия митрополита и отслушав в том монастыре святую литоргию паки пришел в дом свой один и стал быть здрав и по совершенном здравии он поп в 6 число того ж августа, то есть в праздник Преображения Господня в помянутой Петропавловской церкви служил святую литоргию сам собою со всякою исправностью, а что де он поп Василей в помянутой болезни с двенадцать дней находился, могут засвидетельствовать помянутый отец его духовный Борисоглебский поп Феодор, да Ростовской соборной церкви ключарь поп Иван Дмитриев, который и при елеосвящении его попа по чину в действии был, да того ж Петровского приходу прихожане кузнец Яков Нестеров, посадский человек Матвей Шалков, а Яковлевского де монастыря из монашествующих о том, что он поп был болен и по обещанию своемй к преосвященному Димитрию получил исцеление, кто известный ль , того он поп показать не знает. И в сем допросе он поп Василей показал по священству по самой сущей правде и христианской совести, а ежели что ложно и за то повинен он поп надлежащего по святым правилам и по Ее Императорского Величества указам штрафования.

 

14.

Града Ярославля Алексея Иванова , сына Затрапезного фабрики работник его Козма Иванов Добротин по сущей правде и христианской совести допрашиван, а в допросе сказал следующее:

От роду ему Козме лет с пятьдесят, сыну де его Андреяну ныне имеется от рождения пятнадцать лет, а в прошлом де 1756 году июня 26 числа, то есть в среду днем, когда он Добротин имелся быть в граде Ярославде за нуждою своею, в тое его с означенной фабрики во оный град  отлучность оный сын его Андреян будучи на помянутой фабрике в канифасной светлице с прочими работными людьми за станом ткавши каламенок стал тосковать и сам себя драл и кусал, ломался и кричал, а отчего ему так случилось, того он Козьма не знает и из той де канифасной светлицы оного сына его Андреяна в безпамятствии в дом его привезли работные люди тоя ж фабрики люди человек с шесть, а кто именно не знает на лошади и от того де времени оный сын его Андреян в доме своем одержим был показанною болезнию, тосковал, бился, ломался и кричал день и ночь три недели и потому де он Козма признает, что оному сыну его Андреяну такая немалая болезнь приключилась быть от нечистого духа, и водя он Козма того сына своего повседневно и безвременно зело страждуща, положил усердное свое обещание с показанным сыном своим больным Андреяном ехать в Ростов в Зачатьевский Яковлевский монастырь и помолиться при гробе преосвященного Димитрия митрополита и просить его святых молитв о исцелении оного сына его от такой тяжкой болезни и после того обещания как он Козьма со оным сыном своим в Ростов ехать вознамерился, то против 17 числа июля 756 года на утренней зоре оной сын его Андреян от сна своего пробудившись ему Козьме сказал, что де ему Андреяну во сне виделось так, как и на яве ему было, бился и ломался и от того он зело ужаснулся и в том де ужасе вид вшедшего к нему в архиерейском облачении преосвященного Димитрия митрополита благословляющего его обема руками и глаголюща: не бойся отселе де страдать не будешь и в то время как он от сна пробудился оному сыну его от болезни стало быть легчае и как де оный сын его нму Козьме о том зело возрадовался и Бога благодарив по обещанию своему со оным сыном своим того 17-го числа июля по утру поехал в Ростов и приехав он Козьма со оным сыном своим Андреяном в Ростовском Зачатьевском Яковлевском монастыре при гробе преосвященного Димитрия митрополита молились и слушали всенощную, а поутру раннюю и позднюю литоргии и по наряду его Козьмы того монастыря иеромонах, а как его зовут не знает, отправил по оном преосвященном Димитрии митрополите панихиду, которую отслушавши как он Козьма так и оный сын его и мощам преосвященного Димитрия приложился, и после того оный сын его Андреян стал быть совершенно здоров якоже и первее в чем он Козьма в том Яковлевском монастыре в записной тетради в достоверное свидетельство своеручно и подписался и от того времени оному сыну его никакой болезни не имеется и что де оный сын его Андреян вышепоказанною тяжкою болезнию одержим был, известен приходской и отец его духовный имеющийся при означенной фабрике Петропавловской церкви поп Аникита Иванов, который де июня 29-го числа во время литоргии в пение Святый Боже оного сына его Андреяна в той церкви вышепоказанною болезнию страждущего при многонародном той фабрики служителей собрании выслал вон, коего сына его из той церкви вытащили человек с пять, а кто именно того он Козьма показать не упомнит. И в сем допросе он Козьма показал по самой сущей правде и христианской совести, под опасением надлежащего по святым правилам и по Ее Императорского Величества указам штрафования.

 

15.

Ростовского уезда, синодальной Карашской волости, погосту Никольского, что на бору, церкви святого Николая чудотворца, дьячка Алексея Авксентьева, жена Авфросинья Алексеева по самой сущей и христианской совести допрашивана, а в допросе сказала следующее.

От роду ей Евфросинии двадцать два года, родом она Переславского уезду, Залесского низского стану, села Филиповского, церкви святых праведных Богоотец Иоакима и Анны, попа Алексея Ильина дочь, в замужестве де она Евфросиния за помянутым дьячком Алексеем Авксентьевым имеется с год времени и жительство де имеет она с свекром своим того ж погосту Никольского, что на бору, попом Авксентьем Никифоровым в одном доме; а в прошлом 1756 году, в летнее время, майя в последних числах она Евфросиния по воли Божией занемогла и одержима была тяжкою болезнию, а паче болела ногами, так что и с постели одной ей встать было никак невозможно, и в той де болезни находилась она недель с десять близ смерти, и того же де Никольского, что на бору, погосту закащиком попом Феодором Ильиным она Евфросиния исповедана и святых Христовых таин причащена и по чиноположению елеем освящена и в той же де болезни она Евфросиния услышавши, что в Ростовском Зачатьевском Яковлевском монастыре при гробе преосвященного Димитрия митрополита приезжающие для моления болящие по обещанию своему получают исцеления, возымела обещание свое помолиться при гробе оного преосвященного Димитрия и отслушать по нем панихиду, дабы ей Господь Бог за молитвами его преосвященства от болезни даровал исцеление, и как де она только оное обещание свое возымела, то в то время ей Евфросинии от болезни стало быть мало посвободнее, и по тому де ее обещанию в том же 756 году в августе месяце, прежде праздника Успения Пресвятой Богородицы, а в коем именно числе не упомнит, помянутый свекор ее поп Авксентий привозил ее в означенный Яковлевский монастырь, и привезли де в тот монастырь в церковь Божию ко гробу оного преосвященного Димитрия; ввел ее оный же свекор ее поп Авксентий под руки, понеже де ей Евфросинии за ножной ее болезнию самой о себе в церковь взойтить было никак невозможно, и в том де монастыре в церкви Божии будучи при гробе оного преосвященного Димитрия, она Евфросиния отслушала святую литоргию, а после оной по наряду по оном преосвященном Димитрии панихиду, при чем де поддерживал ее под руку означенный свекор ее поп Авксентий, и после же де панихиды она Евфросиния к мощам оного преосвященного Димитрия приложилась и в то время она Евфросиния за молитвами его преосвященства от болезни своей получила совершенное исцеление и стала быть здорова и из церкви де вышла она сама о себе уже без поддерживания и со оным свекром своим приехала в дом свой и от того времени и поныне она Евфросиния имеется совсем здорова и ходит о себе, а в ногах никакой болезни не имеет, а что де она Евфросиния тяжкою болезнию была одержима и ногами болела, как выше сего явствует, недель с десять, могут засвидетельствовать означенный отец ее духовный закащик поп Феодор, да того ж Никольского погосту дьякон Калина Яковлев, дьячек Митрофан Степанов, пономарь Стефан Григорьев да помянутый свекор ее поп Авксентий, который ее Евфросинию больную в предъявленной Яковлевский монастырь для моления при гробе преосвященного Димитрия привозил, при коем де она после панихиды и по приложении к мощам оного преосвященного Димитрия от болезни своей исцеление получила и из церкви уже вышла сама о себе, а тое де панихиду отправлял иеромонах, а как его зовут не знает, и что де она Евфросиния тогда от болезни своей исцеление получила того монастыря из монашествующих кто знает ли, того она не знает, а она де Евфросиния кроме свекра своего другим никому о том исцелении тогда не объявила простотою своею. И в сем допросе она Евфросиния показала по самой сущей правде и христианской совести под опасением за ложное показание надлежащего по святым правилам и по Ее Императорского Величества указам штрафования.

 

Ярославские епархиальные ведомости. 1872. Часть неофициальная. № 33. С. 264 — 265

 

16.

Города Костромы посадский человек первой сотни купец Василий Ильин, сын Мушников по самой сущей правде и христианской совести показал:

От прошлого де 1744 года октября с 3 дня он Василей в безумии находился по декабрь месяц 756 года, которое безумие сперва пришло ему Василью с такого случая как спящего его ночью жена его Марья Ивановна разбудила ото сна, то де вдруг скоча (как оная жена его ему сказывала, а сам не помнит) закричал необычно и стал браниться и драться, за что по приказанию костромского магистрата присутствующих покойного президента Степана Семенова, сына Белова, да бургомистра Ивана Денисова, сына Солодовникова с товарищи был он Василей в доме своем прикован за шею к стене и содержан четырнадцать недель, а потом де от стены сорвавшися с цепью бегал, и прибежав в кузницу того ж города Костромы к кузнецу Андрею Чустинову, сыну Колодезникову, и стращая его яко сущи бесен принудил цепь на шее отперши снять, который устрашась его Василья замок у цепи отомкнул и тое цепь он Василей положа себе в полу, примчал в костромскую соборную церковь во время обедни и стоящему у слушания обедни магистратскому ротному Козьме Никифорову, сыну Холщевникову, бросил под ноги и потом из собору побежал и бегал от дому своего всюду недель с десять, а потом беганье мало образумился пришол в дом свой, и в те поры дома пожил в несовершенном же разуме недели с две, а потом паки был без ума и от того времени повсегодно был одержим тою же болезнию раза по два или по три в год недели по две и по три и по месяцу, а сколько в котором году, о том точно сказать не упомнит. В последнее же от октября месяца 756 года одержим был декабря по 18 число великим безумием и безпамятствием, а с того 18 числа он Василей мало пообразумившись по увещанию приехавших из Ростова бывших у гроба преосвященного митрополита Димитрия богомольцев, а кто именно, о том показать не упомнит, положил крепкое намерение, чтоб идтить в Ростов ко гробу преосвященного Димитрия митрополита Ростовского и просить Господа Бога, дабы за его молитвами Господь Бог дал ему Василью совершенное исцеление и по таковому своему намерению хотя и почувствовал в себе лушее от болезни облегчение и хотел идтить в Ростов, однако за несовершенным еще здравием домашними своими не отпускаем был некоторое время за опасность прежнего безумия, и как уже три недели дома в совершенном разуме пребыл, то и домашние его в Ростов для моления по его обещанию идтить советовали и отпустили сего генваря 10-го числа, от коего числа он Василей до Ростова шел пешком и пришел сего генваря 15-го дня в Ростовский Яковлевский монастырь и с собою из Костромы принес свещу восковую в фунт, которую пред имеющимися при гробе иконами поставя, заставил по преосвященном Димитрии оного монастыря иеромонаха, а как зовут не знает, отпеть панихиду, который и отпел и по отпусте той панихиды он Василей совершенное здравие себе почувствовал и в самом уме совершенном ныне благодарит Бога и Его угодника и предстателя преосвященного митрополита Димитрия. А что он Василей был подлинно в безумии и безобразия и шалости вышепоказанные, будучи в той болезни, делал, о том свидетельствуется помянутого костромского магистрата прежде бывыми присутствующими: вышеявленным бургомистром Солодовниковым с товарищи и что в последнее октября от 3-го числа декабря по 18-е тем безумием был он одержим, о том засвидетельствуют духовный его отец города Костромы церкви св. Василия Великого поп Афанасей и ближние его Мушникова соседи Костромские посадские люди Василей Коржавин да Петр Мушников. И сие все показал он Василей самую сущую правду, а ежели что ложно и за то повинен неотменного по силе святых правил и Ее Императорского Величества указов штрафа и истязания.

 

Ярославские епархиальные ведомости. 1872. Часть неофициальная. № 34. С. 268 — 269

 

17.

1757-го года, генваря 17-го дня Суздальской епархии, Шатской провинции, Керенского уезда, села Успенского, Оржевка тож, помещица полковника Ивана Петрова, сына Богданова жена Ирина, Иванова дочь, приехавшая в Ростов для моления явилась сама собою и по самой сущей правде и христианской совести объявила нижеследующее.

От роду ей Ирине семьдесят лет; по смерти показанного мужа, полковника Богданова (который имелся ей второй) вдовствует она Ирина поныне двадцать второй год, а в 741-м году в сентябре месяце будучи она Ирина впоказанном селе Успенском, в доме своем получила известие через приехавшего из С.-Петербурга дворового ее человека Леонтья Максимова (который и ныне имеется в живых в показанной вотчине ее в селе Успенском), что находившийся в С.-Петербурге лейб-гвардии в Семеновском полку солдатом сын ее, рожденный ею от первого ее мужа аудитора Алексея Алексеева, сына Творогова, Никита Алексеев преставился, и получа то известие, не знамо чего весьма испужалась, и от того страха в доме своем в горнице упала и была без памяти, как сказывали ей домашние, с час времени, а потом как очувствовалась, то с того времени левым глазом ничего видеть не стала, а видела только одним правым глазом лет с пять и более, а по прошествии пяти лет без всякого случая и правым (как и левым) потому ж ничего как людей, так и никакого свету и ни малой стези отнюдь не видела же лет с восемь, то есть до прошлого 1756 года по генварь месяц, а в том генваре месяце услышав она Ирина от народной молвы о преосвященном Димитрии митрополите Ростовском, что мощи его обретены нетленны и что многие приезжающие ко гробу его получают исцеление, положила твердое и непременное свое намерение ехать в Ростов молиться у гроба оного преосвященного Димитрия , чтоб молитвами оного святителя Бог даровал ей хоть малую стезю видеть и объявленного генваря 10-го или же 11-го числа, того точно не упомнит, собралась она Ирина из показанного села Успенского (которое от Ростова в разстоянии находится верстах в семи стах) ехать в Ростов для моления при гробе преосвященного Димитрия и как только приуготовлялась совсем из двора ее выезжать, то вдруг нечаянно она Ирина увидела в окошках свет и имеющиеся в тех окошках окончины, точию не так как она прежде здоровыми глазами смотрела; а как она Ирина из двора своего того ж дни выехала, то паки обоими глазами видеть не стала и как до Ростову от дому своего через восемь дней ехала, то никакого свету отнюдь не видела ж, как же приехала в Ростов и в имеющуюся в Ростовском Яковлевском монастыре церковь (в коей имеются мощи преосвященного Димитрия) взошла, то в самое то время имеющиеся в той церкви окончины увидела, и как в той церкви при гробе преосвященного Димитрия отправляема была по наряду ее Ирины панихида так и во время бытности ее при том монастыре целые сутки свет она Ирина видела, також и из того Яковлевского монастыря в дом свой обратно поехав Ростовского уезда, дворцовой ее Императорского Величества вотчины до села Угодич (которое от Ростова находится в пяти верстах) и в том селе Угодичах часа с четыре будучи идущих и едущих по дороге мимо избы людей несколько видела, а поехав из того села Угодич в дом свой глазами паки видети не стала, и как в дом свой приехала, то по сентябрь месяц прошлого 756-го года в глазах ее свет переменялся: иногда она Ирина день один свет несколько видит, а два или три дни не видит ничего, а во оном сентябре месяце 756 года она Ирина паки положила обещание и намерение ехать в Ростов и помолиться преосвященному митрополиту Димитрию и от того времени и поныне каждый день малую стезю, в покоях оконницы, також и сквозь оконницу идущий и едущий по дороге против свету и людей в близости, а в светлый день несколько и во отдалении видит, точию в лицо человека распознать совершенно и действительно как прежде здоровыми глазами смотрила видеть не может, прежде же сего через восемь лет, как и выше показано никакого свету и рук своих не видала. И ныне она Ирина во Ростове для моления при гробе преосвященного Димитрия приехала по объявленному своему обещанию. А о том, что она Ирина от 741-го года по 756-й год ничего не видела, а ныне малую стезю, как выше показано, видит, известны Керенского ж уезду, села Оржевки, Троицкой церкви священник Федор Никитин, да помянутого села Успенского, Оржевка тож, священник же Петр Алексиев. И о вышеписанном о всем показала она Ирина самую сущую правду по христианской совести и по евангельской заповеди Господни под страхом за ложь неотменного по силе указа штрафа.

 

Ярославские епархиальные ведомости. 1872. Часть неофициальная. № 42. С. 336 — 339

 

18.

1757-го г. генваря 20-го дня в Ростовском архиерейском доме Ярославской соборной церкви диакон Терентий Иванов явился и по самой сущей правде и христианской совести объявил нижеследующее.

В прошлом 1756 г. июля с первых чисел обдержим был он диакон весьма тяжкою смертоносною горячкой три недели, отчего весь был расслаблен и в жизни своей крайне отчаян и умом своим был поврежден, и в той болезни, когда приходил он диакон в чувство, то призывал в помощь преосвященного Димитрия митрополита Ростовского многократно, дабы молитвами его даровал ему Господь Бог исцеление, и по прошествии трех недель в том же июле месяце, а в коем числе не упомнит, например часу в другом дни, ему диакону, в той еще болезни находящемуся, оный преосвященный Димитрий явился в сонном видении таким образом, что оный преосвященный Димитрий пришед ко одру его диакона в архиерейской одежде в мантии, в омофоре и в шапке и взяв его диакона за руку с постели поднял и в самое скорое в том же сонном видении время очутился он диакон при оном преосвященном Димитрии в Ростовском Яковлевском монастыре в церкви у гроба его, у коего видим был стоящий монах, которому оный преосвященный Димитрий, указав на него диакона, проглаголал тако: «повели приложиться» и вдруг стал быть оный преосвященный Димитрий митрополит невидим; и как оной монах гроб оного преосвященного Димитрия открыл и покровы или пелены с мощей поднял, то он диакон в том гробе оного преосвященного Димитрия митрополита увидел точно такого, каков ему диакону при одре его явился и его диакона поднял и стал быть он диакон весьма радостен и по поклонении к мощам его приложился а по приложении к мощам он диакон вдруг от сна возбужден и стал быть в совершенном разуме и от болезни своей почувствовал немалое облегчение и имевшаяся в нем горячка в тож время утихла, точию от бывшей через три недели тяжкой болезни и слабости ходить еще не мог, и в тож время он диакон положил обещание ехать в Ростов и молиться у гроба преосвященного Димитрия, а потом через неделю он диакон пришел в совершенное здравие и стал по избе в доме своем ходить и тогож 756 г. августа в последних числах он диакон в Ростов ездил и у гроба преосвященного Димитрия по обещанию своему молился и отправляема была по наряду его диакона ныне имеющимся в том монастыре казначеем иеромонахом Пименом, который в то время находился во оном же монастыре рядовым, панихида. А что он диакон в помянутой тяжкой болезни три недели находился и в жизни своей крайне был отчаян, о том сведомы и засвидетельствовать могут Ярославской соборной церкви ключарь иерей Иоанн Емельянов, да духовник его диакона града Ярославля церкви пресвятой Богородицы Толгской поп Федор, бывый при церкви Николая чудотворца, что надеин, поп Александр, находящийся в Ярославской провинциальной канцелярии при делах коллежский регистратор Яков Попов, той же канцелярии копеист Александр Козин, из коих духовником своим он диакон в той болезни был исповедован и святых таин сподоблен, и Надеинским попом с прочими елеем освящен, а регистратором Поповым и копеистом Козиным он диакон в той же болезни был посещаем. Что же он диакон от преосвященного Димитрия в помянутом сонном видении получил исцеление, о том он диакон по выздоровлении, а какое именно время не упомнит, сказывал показанному ключарю иерею Иоанну, а будучи в Яковлевском монастыре при отправлении панихиды о том же объявил показанному казначею иеромонаху Пимену, да того ж монастыря иеродиакону Самуилу. И вышеписанное все он диакон показал самую сущую правду и истину по христианской совести, а ежели что ложно за то повинен неотменного по силе святых правил и Ее Императорского Величества указов штрафа и истязания.

 

19.

1757-го года генваря 21-го дня в бытность святейшего правительствующего Синода члена преосвященного Арсения митрополита Ростовского и Ярославского и преосвященного Сильвестра митрополита Суздальского и Юрьевского и ставропигиального Симонова монастыря архимандрита Гавриила в Ростовском Яковлевском монастыре в церкви, Воронежской губернии государственных Починковских поташных заводов (кои состояли в ведомстве комерц коллегии) за секретаря коллежского регистратора Якова Прокофьева, сына Малинкова жена Пелагея, Петрова дочь прилучившаяся при том во оной церкви, их преосвященствам и архимандриту объявила по самой сущей правде и христианской совести следующее.

Назад тому ныне четвертый год в летнее время в бытность ее Пелагеи в означенной Починсковской волости при муже ее по рождении ею Пелагеею младенца, заболела она головой, в которой был великий шум и глазами она хотя видела, однако не весьма свободно, а потом через три недели левую ее ногу в вихлеце, також и в колене свело и от того она Пелагея не точию ходить, но и сидеть отнюдь не могла, но лежала в постели, и с постели сносить ее было не можно, и хотя в той ее болезни пользовалась она Пелагея медикаментами от лекарей, однако никакой пользы себе не получила. А в прошлом 1756 году пред сырной неделей у мужа ее Пелагеи в доме была ростовская помещица полковника Ильи Иванова сына Огарева жена Марфа Петрова дочь и объявила ей Пелагее, что от мощей преосвященного Димитрия митрополита Ростовского получают многие исцеления и советовала ей, чтоб и она Пелагея обещалась оному преосвященному Димитрию помолиться приехать в Ростов, почему она Пелагея положила намерение, чтоб ей ехать в Ростов и молиться у гроба преосвященного Димитрия, дабы Господь Бог даровал ей от болезни облегчение, и от того времени как она обещалась в Ростов ехать почувствовала она Пелагея в помянутой левой ноге несколько облегчения и с постели сносить ее стало возможно, точию оная ее нога нимало тогда еще не развелась и как по тому обещанию своему она Пелагея в нынешнем 757 г. генваря 5 числа из показанной Починковской волости (которая от Ростова находится на разстоянии пяти сот верст) в Ростов поехала, то и тогда оная нога ее еще не развелась же, однако ж от того часу в час облегчение она Пелагея чувствовала, как же сего генваря 17 дня в Ростов она приехала и при гробе преосвященного Димитрия митрополита Ростовского как во оное 17, так и 18 и в 19 числа по наряду ее Пелагеи отправляемы были панихиды и она Пелагея при отправлении тех панихид, також и за литургиями и за прочими пениями и между оными у гроба преосвященного Димитрия молилась, то сего ж генваря 20 дня в ночи противу сего 21 числа генваря (как она почувствовала) означенная левая нога ее развелась, и ныне она Пелагея до земли тою ногою достает, перстами точию ступить оною ногою еще не осмелится (ибо наперед сего в болезни как она намеревалась ту ногу поправить приключилась ей великая болезнь), а болезни уже ныне в той ноге никаковой молитвами преосвященного Димитрия митрополита она Пелагея не чувствует. Да у нее ж Пелагеиимеется сын, которому ныне от роду осьмой год, который сынее прошлого 1755 года декабря от 6 числа от испужания на улице собакою занемог ногами и то ноги его пухли недели с три, а по прошествии трех недель оный сын ее как руками, так и ногами не владел недели с три ж, по прошествии ж от 6 числа декабря шести недель хотя ему от болезни облегчение и было, однако с того времени оный сын ее Федор ногами не ходил и ходить никак не мог, но всегда носили его поныне на досках, а как она Пелагея ныне в Ростов (как выше значится) сего генваря 17 дня приехала и с собой оного сына своего Феодора привезла (коего при сем и объявляет) и у гроба преосвященного Димитрия молилась, то на другой день приезда ее в Ростов, то есть сего ж генваря 18 дня после ранней литоргии в показанном Яковлевском монастыре в церкви как она Пелагея и оный сын ее Федор к мощам преосвященного Димитрия приложились в самое то время от гробу оного преосвященного Димитрия митрополита оный сын ее Федор пошел сам о себе и ныне ходит. А что у нее Пелагеи левая нога была сведена и она Пелагея с постели вставать не могла и что показанный сын ее Федор ногами не ходил о том засвидетельствовать может помянутая госпожа полковница Огарева. Что же она Пелагея и сын ее Федор получили от гроба преосвященного Димитрия молитвами его исцеление, о том Яковлевского монастыря из монашествующих кто сведом ль она Пелагея не знает, ибо она о том никому не объявляла и вышеписанное все она Пелагея показала самую сущую правду по христианской совести под страхом за ложь надлежащего по указам штрафа.

 

20.

1757 года генваря 21 дня в Ростовском архиерейском доме Ярославская помещица лейб-гвардии поручика князь Ивана Алексиева сына Шаидякова жена княгиня Екатерина Юрьевна дочь Бахметева явилась собою и по самой сущей правде и по христианской должности объявила следующее.

Прошлого 1754 года в летнее время приключилась ей Екатерине болезнь разслабленная: всем корпусом была она больна и не только ходить, но и сидеть она не могла и ногами и руками не владела два года и будучи в той болезни положила намерение молиться при гробе преосвященного Димитрия и по тому намерению для моления в прошлом 1756 году марта 18 дня привезена была она в Ростовский Яковлевский монастырь, где имеются мощи преосвященного Димитря митрополита и в имеющуюся в том монастыре церковь ко гробу преосвященного Димитрия за крайнею ее болезнию введена была людьми ее для того что она сама собою ни по какой мере ходить не могла и в том Яковлевском монастыре противу оного 18 числа марта отправляемо было по наряду ее всенощное бдение и потом при гробе преосвященного Димитрия по оном преосвященном Димитрии отправлена ж по наряду ее панихида; в самое то время молитвами преосвященного Димитрия она княгиня получила себе исцеление и почувствовала в себе противу прежнего не малую крепость и стала ходить по церкви тогда ж сама собой и от того времение даже до и поныне ходит сама собой, в чем при сем своеручно и подписуется.

button up