logo
sandvige Меню

Из дела о канонизации св. Димитрия Ростовского. Переписка о записи чудес у гроба преосвященного Димитрия

Ярославские епархиальные ведомости. 1872

Обширные подборки материалов из дела об обретении и открытии мощей святого Димитрия Ростовского, которое велось в период 1752 — 1763 годов и в настоящее время хранится в Российском государственном историческом архиве, печатались в разных выпусках «Ярославских епархиальных ведомостей» в 1872 — 1880 годах. На нашем сайте эти разрозненные публикации впервые собраны вместе и представлены для ознакомления широкой аудитории.  
В данном разделе помещены несколько писем митрополита Арсения Мацеевича Св. Синоду и духовнику императрицы Елизаветы Петровны протоиерею Федору Яковлевичу Дубянскому, указ из Св. Синода преосвященному Арсению, относящиеся к истории исследования и записи первых случаев чудесной помощи от мощей еще непрославленного митрополита ростовского Димитрия.
Сохранена орфография и сокращения публикаций, с которых набирался текст.

 

Образ святого Димитрия, митрополита Ростовского, чудотворца. На иконе представлены сцены из жития и обретения мощей святителя. Конец XVIII в. Музей-заповедник «Коломенское»

 

Акты, относящиеся до исследования истинности первых чудес от мощей святителя Димитрия

Ярославские епархиальные ведомости.  1872. Часть неофициальная. № 9, С. 66 — 70

 

1.

Высокопречестнейший господин отец духовный протоиерей Феодор Яковлевич, милостивый благодетель мой!

Божие и моего смирения благословение вашей высокопречестности с сожительницею и детками вашими препосылая, желаю мира, здравия, благополучия, долгоденствия и спасения.

По Высочайшему Ее Императорского Величества повелению, объявленному мне в письме вашея высокопречестности, полученном мною сего сентября 25 дня о происходящих от мощей преосвященного Димитрия, митрополита Ростовского, которые имеются не в Ростовской соборной церкви (как в письме вашем предложено), но в монастыре Иаковлевском, чудесах для вожделенного известия Ее Императорскому Величеству, також и вам посылаю при сем две точные копии с записки о том имеющейся, которая записка во оном монастыре весьма имеется просторечна и непространна с самыми точию краткими сказаниями тех людей, кои получили исцеления, да и то немногие в записку вступают, но по большей части самые простаки, получив по вере своей от оного чудотворца цельбу, записывать о себе, как слышно, не отваживаются; от многих же малое сие что имеем, то и посылаем, и когда изволите оное ко известию Ее Императорскому Величеству поднести, о том прошу уведомлением меня не оставить, чего усердно ожидая, навсегда пребываю

Вашея Высокопречестности  доброжелательный богомолец
и слуга смиренный Арсений митрополит Ростовский и Ярославский.

В цедулке:  «Еще во время бытия моего в монастыре Новгородском, епархии Черниговской, в котором я постригался, было мне отчасти известие, что от гробу преосвященного Димитрия происходят исцеления, и когда уже стало быть в Ростове мое пребывание, то видеть богомольцев много приходящих и панихиды петь нанимающих, однако за суетами и забвением моим не было случая любопытствовать и спрашивать, с какой причиной кто приходит, а как покойный Московский преосвященный Платон в Ростове у мене в 753 год был, то сказывал же, что лихородкою страждущие получают себе исцеление от преосвященного Димитрия, однакож я достоверного и точного известия не испытывал и ныне, кто по вере своей, в монастырь Иаковлевский приезжая, от мощей его получают себе исцеления; о случае их нужд прилежного выспрашивания не имеется, но кто сам что объявит, то и есть в записке, а кто не запишет, так  без известия и остается, токмо нынешний год много противу прежнего бывает приезжающих богомольцев. Благодарить убо надлежит о сем попремногу Господа Бога, что за благополучные и благочестивые нынешней державы Ее Императорского Величества церковь свою Господь Бог удивительным образом прославляет, заграждая уста явственно богохульные раскольнические и других духов церкви враждебных и противных. О сем токмо надлежит сынам церкви соболезновать, что за неимением долгое время по многим местам архиереев народ переходит на глушь некрещенную».

Сентября 27 дня 1756 г. таково подлинное
письмо и копии посланы с подканцеляристом
Семеном Жуковым в Москву для пересылки оттуда
через почту в С.-Петербург Николаю Карашскому в пакете.

 

2.

Святейшему Правительствующему Синоду доношение

от Синодального Члена преосвященного Арсения, митрополита Ростовского и Ярославского.

Сего ноября 28 дня 1756 года по присланному Ее Императорского Величества Самодержицы Всероссийской из Святейшего Правительствующего Синода к моему смирению указу, отправленному в силу Высочайшего Ее Императорского Величества именного указа с нарочно посланным синодальным прапорщиком Феодором Барановым велено о теле покойного преосвященного Димитрия, митрополита Ростовского, когда оно погребено, в земле ли или сверх земли пребывает, также явлений чудеса и исцелений есть ли и какие и над кем и когда именно прислать известие в Синод, разобрав дело самою истиною под присягой моей должности для донесения Ее Императорскому Величеству и притом ежели таковые чудеса явлений и исцелений были, о том свидетельство какое было ль и что подлинно оказалось и об них кому и когда дано ли знать и чего ради Святейшему Синоду об оном в силу духовного регламента по ныне не сообщено, прислать Святейшему Правительствующему Синоду через доношение обстоятельное известие по получении указа в самой скорости и на оный Ее Императорского Величества указ благопочтенно Вашему Святейшеству предлагаю следующее: тело преосвященного Димитрия как в 709 году погребено в земле, а не поверх земли и как оно явилося нетленно и что по переправлении полу церковного уже поставлено на верху в гробнице, о том в доношении моем, посланному Вашему Святейшеству в 752 г. октября 10 дня обстоятельно представлено, а что о исцелениях я Вашему Святейшеству до сих пор не представлял, то сделалось таким случаем, что я исперва (от самого того времени как в каменную гробницу те мощи переложены) о чудесах здесь примечаемых не любопытствовал, только как потом спустя не малое время, а именно в 753 году в июне месяце покойный преосвященный Платон, архиепископ Московский, в Ростов ко мне приезжал и, посещая гроб преосвященного Димитрия, со мною промолвил в церкви мне при всех, что он слыхал о чудесах, происходящих от преосвященного Димитрия, наипаче об исцелениях от лихорадок, тогда я после того взял себе в разсуждение, что надлежит о том разсмотрение и наблюдение иметь, того ради приказал тогдашнему эконому, дабы он о том имел рачение, и что ежели что от кого услышит извествовал мне и сделана потом тетрадь, в которой записывали иные сами свое исцеление, аще могут, а иные, о иных бы и другой записывал, а после б к моему разсмотрению представлять, однако я показанной тетради нескоро требовал, а когда и востребовал и усмотрил тамо некоторые знатные чудеса, то однако не возмог в скорости о том Вашему Святейшеству репортовать, ово за суетами моими и болезнями, ово разсуждая, что такое дело долгого еще требует разсмотрения, а потом в нынешнем году как токмо я начал думать и намереватися о репорте, то сентября 25 дня получил писание от духовника Ее Императорского Величества о. Протоиерея Федора Дубянского, дабы мне о показанных чудесах известие прислать к нему для донесения о том Ее Императорскому Величеству, что я в самой скорости (сентября 27 дня) и сделал (послав две точные копии), а теперь тыя чудеса и Вашему Святейшеству посылаю. По моему признанию не малое и то чудо имеется, что через толикое время, сиречь через 43 года, тело преосвященного Димитрия в земли и грязи лежащее само в конец не истлело и облачение в прах и пепел не обратилось. Сия к глубочайшему Вашего Святейшества разсмотрению предложив пребываю

Святейшего Правительствующего Синода послушник
смиренный Арсений, митрополит Ростовский и Ярославский

 

3.

Указ Ее Императорского Величества Самодержицы Всероссийской из Святейшего Правительствующего Синода Синодальному члену преосвященному Арсению, митрополиту Ростовскому и Ярославскому. По указу Ее Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод по доношению вашего преосвященства, коим на посланной из Святейшего Правительствующего Синода в силу именного Ее Императорского Величества Высочайшего повеления к вашему преосвященству указ ответствованному о происходящих от тела покойного преосвященного Димитрия, митрополита Ростовского, чудесах и исцелениях при чем кому таковые исцеления были приложена записная тетрадь, а понеже в силу именного Ее Императорского Величества в 1744 году Святейшему Синоду бывшего Высочайшего повеления о новочудотворном образе Пресвятой Богородицы Ахтырской и о происходимых от оные чудесах от Синода определено сперва харьковских училищ ректору архимандриту Гедеону Антонскому с прочими духовными персонами изследовать, а потом по произведении ими следствия и по присылке онаго в Святейший Синод покойному преосвященному Амвросию, епископу Черниговскому обще Киевопечерския лавры с архимандритом Тимофеем (что ныне преосвященный Киевский) освидетельствовать о показанных в том следствии людей во вероятность объявляемого ими о исцелениях от разных болезней показания обстоятельно передоспросить и потому в справедливости освидетельствовать же, что ими и было учинено и о происходимых от той Богородичной иконы чудесах и исцелениях точно засвидетельствовано, почему и Святейший Синод на таковом уже засвидетельствовании уверяясь Ее Императорскому Величеству о тех чудесах и исцелениях экстракт при всеподданейшем докладе донес, да и духовному регламенту таковую о новоявляющихся святых мощах и о происходящих от оных чудесах предосторожность Синод употреблять должен, того ради приказали: преосвященному Сильвестру, митрополиту Суздальскому, заседающему в Московской Синодальной конторе, Симонова монастыря архимандриту Гавриилу съехаться немедленно на коште преосвященному епаршеском, а архимандриту на монастырском в Ростов и по приезде туда обще с вашим преосвященством во первых упоминаемое покойного преосвященного Димитрия митрополита Ростовского тело пристойным образом осмотреть и в каковом оное ныне состоянии находится описать, а потом получивших от того тела исцеления людей, которые в живых находятся и коих без дальнего затруднения сыскать можно и необходимо за потребно разсудится самоперсонально по самой сущей правде и христианской совести допросить как они те исцеления и по коликом болезней своих времени получили и каким образом и когда и притом о тех их болезнях, что оные подлинно в них были, кто сведомыль и кого о том сведущих объявят, то и тех, кого можно будет, потомуж допросить же и о состояниях как тех болящих, так и оных свидетельствующих, что могут ли быть оные вероятны подлежащим образом разведать и духовными персонами, при коих от означенных болящих при том теле моления были, изследовать и напоследок все те способы употребить, кои к вероятности безсомнительными быть могут и прислать то все Святейшему Правительствующему Синоду как скоро возможно, а при том  вашему преосвященству обще со означенным преосвященным Сильвестром митрополитом и архимандритом Гавриилом Симоновским свое мнение предложить, как и по каковым обстоятельствам о том покойного преосвященного Димитрия теле и о происходимых от оного чудесах разсуждаете, при чем и о том, что не будет ли во время того свидетельства каковых от того тела чудес же и явлений обстоятельно объявить и впредь о том вашему преосвященству присылать Святейшему Синоду по третям года обстоятельные репорты, а Ее Императорскому Величеству с вышеозначенного ныне присланного от вашего преосвященства доношения и с приложенной при том о чудесах упоминаемого преосвященного Димитрия митрополита тела происходимых записки поднесть при всеподданейшем докладе копию (и поднесены) и синодальному члену преосвященному Арсению, митрополиту Ростовскому и Ярославскому, о том ведать и чинить по сему Ее Императорского Величества указу, а о том же и преосвященному Сильвестру, митрополиту Суздальскому и к архимандриту Гавриилу Симоновскому також и в Московскую Святейшего синода контору указы из Святейшего Синода посланы.

У подлинного подпись: За неимением обер-секретаря секретарь Андрей Сорокин.
Секретарь Михайло Остолопов. Регистратор Стефан Парфенов.
Декабря 17 дня 1756 г.

На том же указе помета такова: «Получен и преосвященным архиереем слушан декабря 30 дня 1756 года. Записав сообщить к прочим указам в хранение, а для исполнения в повытье дать копию немедленно».
Преосвященный Сильвестр приехал в Ростов 9 генваря 1757 г., к которому дню так как Симоновского архимандрита еще не было, то ему от того же числа давали знать нарочитым письмом, что келии «ему по требованию давно приуготовлены» и просили его «непродолжительно сюда (в Ростов) прибыти».

(Извлечено из консисторского дела об открытии мощей святителя Димитрия)  

 

button up