logo
sandvige Меню

БОГОЯВЛЕНСКИЙ СОБОР АВРААМИЕВА МОНАСТЫРЯ В РОСТОВЕ ВЕЛИКОМ И СИМВОЛИКА ЭПОХИ ИОАННА ГРОЗНОГО 

Ростов Великий и царь Иван Васильевич, который менял профессию, связаны крепкими узами всеобщей народной любви. Образ Грозного царя из кино неотделим от Ростовского кремля. Настоящий же царь Иоанн Васильевич также бывал в Ростове. С памятью о его богомольях связаны яркие истории, но вот того Ростовского кремля, который мы все знаем, царь не видел. Он видел ту резиденцию митрополита Ростова, которая ему предшествовала. Интересный факт: царь Иоанн Грозный был в Ростове неоднократно, причём более всех других русских царей. Ещё интереснее узнать, знал ли об этом режиссёр Леонид Гайдай, когда выбирал Ростов в качестве места действия своего легендарного фильма? 

Сегодня приглашаю побывать в одном не самом посещаемом месте Ростова Великого, в котором неоднократно бывал реальный царь Иоанн Васильевич. Это Авраамиев Богоявленский монастырь, у которого в день Богоявления Господня престольный праздник. Обитель не просто древняя, а одна из древнейших у нас в стране. В самом же Ростове она считается самым первым возникшим здесь монастырём. Эта скромная в наши дни обитель, расположенная на тихой окраине города, уникальна без всякого преувеличения. 

Основателем монастыря является подвижник глубокой древности Авраамий Ростовский. Житие его рассказать чётко и ясно весьма непросто из-за того, что его житие сохранилось в трёх разных редакциях, то есть вариантах, дающих временные рамки его жизни от конца X-го до первой половины XIII века. Самыми важными эпизодами его жизни были: приход в Ростов, жизнь на его окраине под названием Чудский конец у каменного идола Велеса и чудесная встреча с апостолом Иоанном Богословом, который вручил подвижнику трость, увенчанную крестом; сокрушение истукана молитвой и этой тростью и построение на месте поверженного идола Богоявленской церкви, чем было положено начало монастырю. 

Тот Богоявленский собор, который сейчас стоит в центре обители, построен в 1553 – 1555 гг. по заказу Иоанна Грозного. Этот храм открыл собой целую череду сооружений, возведённых Грозным царём в честь присоединения к Русскому царству Казанского ханства. Если же брать в целом культурный фон и художественно-символические искания в царствование Иоанна Васильевича, то Богоявленский собор занимает в них видное место и является одним из самых ярких памятников своей эпохи. 

Иоанн Грозный стал продолжателем того видения истории, которое зарождалось при его деде великом князе Московском Иване III и, развиваясь, стало главной государственной идеей при его отце Василии III – Москва из столицы небольшого княжества превратилась в столицу объединенных русских земель. При этом Русское царство к этому времени осталось единственным свободным православным государством в мире, ведь греки в 1439 г. заключили с католиками Флорентийскую унию, затем на Пасху 1453 г. Константинополь пал под ударами турок; еще ранее ими были завоеваны другие православные государства на Балканах. По мысли просвещённых русских людей того времени это возлагало на Русь особую историческую миссию – хранить в чистоте веру, воспринятую из Византии при св. князе Владимире Крестителе.  

При Василии III идея этой преемственности обрела чёткую формулировку, когда в одном из своих посланий инок Спасо-Елизарова монастыря под Псковом Филофей писал ему, что во всей вселенной существует лишь один православный царь, а его столица Москва – это Третий, последний Рим, так как первые два – настоящий Рим и Второй Рим – Константинополь – пали и их больше нет; Третий же Рим стоит, а Четвертому не бывать. Так преемство главнейшего земного царствования, по мысли старца, по Божьему промыслу перешло к государю Русской земли. И если дед и отец Иоанна Грозного царский титул по отношению к себе применяли нерегулярно, как бы ещё не будучи в нём уверены, то он венчается на царство в 1547 г., и его титул «царь и государь всея Руси» становится официальным. Обретение своего венчанного на царство царя в глазах современников стало зримым воплощением богоизбранности и особой исторической миссии Русского государства и его народа. 

Раз Москва стала центром вселенского Православия, то она стала и новым духовным центром мира – Новым Иерусалимом, на который от земного Иерусалима перешло преемство святости места. 

Чтобы показать, что Москва и Русское царство в целом достойны этой преемственности, впервые в истории нашей страны было сделано следующее: 1) в 1547 и 1549 гг. прошли церковные соборы, на которых к лику святых было причислено небывалое до этого число русских подвижников; 2) собрана воедино вся библиотека духовной литературы, которая была найдена на то время на Руси, в том числе, впервые были собраны жития отечественных подвижников – так появились знаменитые рукописные Великие Четьи-Минеи митрополита Московского Макария; 3) написана развёрнутая история страны да ещё и с подробными иллюстрациями – «Лицевой летописный свод». Конечно, это только часть того, что было сделано в эпоху Иоанна Грозного, чтобы развить и наглядно показать, что Русское царство по праву стало центром вселенского Православия, местом святости, где продолжается Священная история. В действительности было сделано гораздо больше. 

И все эти «теоретические» идеи были воплощены на практике совершенно уникально и очень интересно. Например, именно в правление Иоанна Грозного появляются подробнейшие житийные иконы русских святых. Эти иконы специалисты называют «богословско-дидактическими», то есть такими иконами, в которых как можно подробнее раскрываются богословские истины и святость изображённых. Эти иконы, как подробные книги, их надо уметь «читать», ведь помимо того, что в них много сюжетов, они ещё и написаны языком символов. Многослойность символических образов в них иногда просто «зашкаливает». В Успенском соборе Московского Кремля находится один из таких памятников – икона преподобного Александра Свирского, скончавшегося в 1533 г., а уже в 1547 г. причисленного к лику святых. На этой иконе 129 клейм жития преподобного! И этот образ – один из многих памятников в честь взятия Казани, созданных в рассматриваемое время. В день памяти св. Александра Свирского была одержана важная победа в Казанском походе. 

Подобными повествовательными иконами, воплощёнными в пространстве, становятся многопридельные храмы – ещё одно исключительное явление в контексте художественно-символической программы в царствование Иоанна Грозного. После присоединения Казанского ханства практически одновременно по указу царя строятся Богоявленский собор Авраамиева монастыря в Ростове (в 1553 – 1555 гг.) в знак благодарности к заступничеству прп. Авраамия и деревянный Покровский собор на Рву в Москве (в 1554 г.). Каменный собор Покрова на Рву, в наше время более известный как собор Василия Блаженного на Красной площади, был построен в 1555 – 1561 гг., то есть сразу после собора Авраамиева монастыря в Ростове. 

Многопридельность храма – это очень необычное воплощение художественного мышления того времени. Композиция таких храмов кардинально отличается от предшествующей традиции, когда храм мыслился как единое цельное пространство, а если и устраивались приделы, то в алтаре или на хорах. Причём эти приделы, как правило, не были связаны с изначальным замыслом храма, они появлялись после его постройки, чаще всего по чьему-либо обету. Таким образом, сонм святых покровителей храма складывался в течение какого-то времени, не сразу. 

Богоявленский собор Авраамиева монастыря стал первым памятником правления Иоанна Грозного, в котором основой композиции стала многопридельность. Сохраняя цельность и центричность, структура храма становится многосоставной, сложной. Подобно тому, как на иконах и фресках того времени, изображается множество сюжетов, раскрывающих центральный образ, посвящения в таких многопрестольных храмах отражают определённую программу. 

Эта программа в Богоявленском соборе Авраамиева монастыря связана с историей богомолий Иоанна Грозного к мощам преподобного Авраамия Ростовского и его жезлом, который, согласно монастырскому преданию, царь брал с собой в Казанский поход. В отличие от житийных икон с большим количеством клейм «прочитать» историю, написанную в архитектуре Богоявленского собора не так сложно. В нём есть главный престол в честь Богоявления Господня, построенный на месте предыдущего храма, в свою очередь, сооруженного ещё преподобным Авраамием на месте поверженного каменного идола Велеса. В юго-восточной части храма у алтаря находится придел прп. Авраамия Ростовского, снаружи он обозначен шатровым верхом. В юго-западной части собора расположен придел Иоанна Богослова, вручившего жезл на сокрушение идола прп. Араамию. Сейчас его завершением является звонница, изначально было не так. В северо-западном углу собора находится придел Усекновения главы Иоанна Предтечи, в честь которого был назван Иоанн Грозный, то есть это его святой покровитель. Он завершается горкой кокошников и главкой. Даже сейчас, когда Богоявленский собор находится в аварийном состоянии, указанные три придела снаружи выглядят как отдельные храмы, пристроенные к основному объёму. Все приделы объединены общим основанием, поставленным на высокий подклет.

Таким образом, перед нами храм, в котором ясно выражена история этого места. При этом Богоявленский собор это обетный храм. Он подобен пространственной иконе собора святых, которая являет собой образ соборной молитвы. 

После Богоявленского собора Авраамиева монастыря пространственную икону собора святых решили усложнить – в самом центре Москвы у стен Кремля был построен главный памятник Казанской победе – каменный собор Покрова на Рву, каждый из девяти приделов которого был оформлен как отдельный храм со своим индивидуальным завершением на одном основании-подклете. Усложнена была и символика этого храма. Разбирать её невероятно интересно, но это невозможно сделать в небольшой публикации. Если совсем кратко, то в образе этого удивительного собора предстаёт в центре русской столицы «град обетованный» Небесный Иерусалим. Яркие разноцветные купола собора символизируют сады этого города, в который «не войдёт ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Откр. 21:27). 

Идея подобных сложных многопридельных храмов будет воплощаться в 1550-х – 1560-х гг. Затем подобные храмы перестают строить. Связать это можно со смертью святителя Макария Московского (+1563), который являлся автором и вдохновителем этих необычных построек. После его смерти изменился и сам Иоанн Васильевич. 

Богоявленский собор Авраамиева монастыря по словам исследователей стал «важнейшим ориентиром для сооружения многопридельных храмов Ростовской епархии». Одним из таких храмов является восьмипрестольный собор Благовещения Пресвятой Богородицы в Сольвычегодске. Он построен в 1560 – 1584 гг. по заказу Аники Строганова, основателя этой известнейшей династии купцов, промышленников и меценатов.

Так история древнего небольшого монастыря в Ростове Великом и сегодняшний праздник дали возможность рассказать о необычайно интересных идеях в царствования Иоанна Грозного, благодаря которым мы имеем уникальные памятники письменности, декоративно-прикладного искусства и архитектуры. И Богоявленский собор Авраамиева монастыря один из них. 

К огромному сожалению, к нашему времени этот собор дошёл в катастрофическом состоянии – внутри он весь в подпорках и стяжках, без которых невозможно было бы зайти в него.

С 2004 г. Авраамиев Богоявленский монастырь является женским, хотя исторически это мужская обитель. Сколько раз приходилось слышать от тех, кто видел состояние Богоявленского собора, что это вообще невозможно восстановить. Но всё в руках Божиих. Не будем терять надежду, что восстанет в былом виде этот замечательный памятник. Если будете в Ростове Великом, не обходите это святое место своим вниманием. 

© Текст и фотографии: Мария Рубцова, церковный историк, референт по научной работе Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря

button up