logo
sandvige Меню

Свящ. Ганецкий В. Св. Димитрий, митрополит Ростовский. Статья в «Журнале Московской Патриархии», 1947.

Священник В. Ганецкий

Св. Димитрий Митрополит Ростовский

I

Святитель Димитрий Ростовский — выдающийся деятель Русской Церкви второй половины XVII века.

Своими церковно-литературными трудами и неутомимой практической деятельностью он принес большую пользу не только современной ему Церкви, но украсил себя великими заслугами на все последующие времена христианской жизни.

Значение его для нашей Родины не временное, но постоянное и жизненное, что свидетельствуется искренней и благоговейной любовью нашего народа к памяти Святителя.

Святитель Димитрий Ростовский. Современная икона

 

Св. Димитрий родился в декабре месяце 1651 г. в незначительном городке Макарове (в 10 им от Киева) в благочестивой семье казачьего сотника Саввы Григорьевича Тупталы, впоследствии ктитора Киевского Кирилловского монастыря (скончавшегося 103 лет) и супруги его Марии Михайловны и при крещении получил имя Даниила.

Дома, под руководством отца, Даниил обучался русско-славянской грамоте, изучал Часослов и Псалтирь. Для обучения языкам и другим наукам отец в 1662 г. отдал его в Богоявленское братское училище — Могилянскую Коллегию. Здесь он выявил хорошие успехи и превзошел своих сверстников. Особенно любил он излагать религиозные темы в стихотворной форме и говорить назидательные поучения. В школе же обнаружилась у него склонность к подвижнической и созерцательной жизни.

Окончить Богоявленское училище отроку Даниилу не удалось, ибо с 1665 г., в связи с войной, занятия в нем надолго прекратились. Однако в школе он получил достаточное развитие, так как обучение носило энциклопедический характер. Оно приучило св. Димитрия пользоваться книгой, что в дальнейшей интеллектуальной жизни Святителя сыграло огромную роль.

Украинская скоропись времен св. Димитрия, которой обучали в школе Киево-Братского Богоявленского монастыря (Могилянском коллегиуме)

 

Следуя своей склонности к тихой созерцательной жизни, Даниил 18 лет от роду, испросив благословение у родителей, удаляется в Киево-Кирилловский монастырь, где настоятелем был его ректор Мелетий Дзик, а ктитором его отец.

9 июля 1668 г. Даниил постригается в монашество с именем Димитрия.

Смирением, послушанием и братолюбием сопровождал он свои иноческие подвиги. 25 марта 1669 г. инок Димитрий посвящается в сан иеродиакона и, пребывая в нем, продолжает свои научные занятия.

Архиепископ Черниговский Лазарь Баранович (1657-1692) обратил внимание на высокие качества иеродиакона Димитрия и пригласил его в свою епархию. 23 мая 1675 г. он рукоположил иеродиакона Димитрия во иеромонаха и возложил на него обязанности проповедника слова Божия.

Этим начинается новый период в жизни и деятельности св. Димитрия.

II

В течение двух лет св. Димитрий с успехом проповедует в соборной и других черниговских церквах. Проникнутые глубоким религиозным содержанием и сердечностью его проповеди производили сильное впечатление на слушателей. Народ с радостью и любовью слушал его живое слово.

Далеко за пределы Малороссии разнеслась слава о нем, как о выдающемся проповеднике.

Белорусский епископ Феодосий упросил св. Димитрия остаться в Литве, когда он прибыл в Новодворский монастырь на поклонение чудотворной иконе Божией Матери.

Город Пинск на старых фотографиях. В окрестностях города находился Новодворский монастырь с самой почитаемой святыней этих мест — Новодворской иконой Богородицы, на поклонение которой приезжал св. Димитрий

 

Около двух месяцев проповедывал св. Димитрий в Свято-Духовском монастыре г. Вильны, а затем в 1678 г. переехал в г. Слуцк, где пробыл более года.

В Литве удерживали св. Димитрия, но Малороссия не хотела терять своего проповедника. Звали его к себе одновременно и гетман Самойлович и Мелетий Дзик. Он избирает гетманский город Батурино, куда и переезжает в 1679 г. в находившийся там Никольский Крутицкий монастырь. Здесь он усердно занимается проповедыванием слова Божия.

За этот полезный и необходимый особенно для того времени труд архиепископ Лазарь Баранович поставляет его в 1681 г. игуменом Свято-Преображенского Максаковского монастыря (Черниговской епархии). Через пять месяцев, по желанию гетмана Самойловича, св. Димитрий принял игуменство в Свято-Никольском монастыре г. Батурина. Будучи игуменом, он постоянно поучал братию и словом Божиим, и личным примером подвижнической жизни.

На протяжении всей своей жизни, до самой своей кончины, св. Димитрий неустанно проповедует.

Самые разнообразные темы затрагивает он в своих проповедях: догматические, исторические, но, главным образом, нравственно-практические. Не проходило ни одного богослужения без проповеди. В случае невозможности по болезни, или по другим обстоятельствам самому проповедывать, св. Димитрий поручает другим прочитывать его собственные проповеди, которые он всегда конспектировал.

К большому сожалению, до нас дошло только 120 проповедей, из которых 115, сказанных в Великороссии, и только 5 — в Малороссии. А ведь он 25 лет проповедывал с церковной кафедры слово Божие на своей Родине.

Проповеди св. Димитрия проникнуты глубоким чувством, искренностью, кротостью и сердечностью. Ростовский проповедник вложил в них свою благодатную душу, свое кроткое, мягкое сердце и смиренномудрый ум. До сих пор своим содержанием благоговейное слово Святителя вполне достойно быть образцом для христианского проповедника.

III

В 1684 г. начинается новый славный период жизни Святителя — составление житий святых. По просьбе архимандрита Варлаама Ясинского, он переселяется в Киев, где приступает к этому великому делу, которое стоило ему двадцатилетних трудов и здоровья и которым он оказал величайшую услугу Русской Церкви.

Св. Димитрий начал писать свои «жития святых», известные под именем Четьих-Миней, 6 мая 1684 г.

Для составления жития святых он использовал огромную литературу: Мартирологи, жития святых древней Церкви, Минологи, Прологи и Трифологи. Пользовался он также и западным изданием житий святых «Acta Sanctorum» Балланда.

Acta Sactorum. Анверпен. 1643

Страница из Acta Sactorum. Анверпен. 1643

 

В основу же своего труда св. Димитрий положил, главным образом, Великие Четьи-Минеи Митрополита Макария.

Своей задачей он поставил дать читателю компактное, по возможности сжатое, но полное изложение жизни святого.

Начав в 1684 г. составление первой книги, включающей в себя сентябрь, октябрь и ноябрь месяцы, в г. Киеве, св. Димитрий в 1689 г. переезжает игуменом в Свято-Никольский Батуринский монастырь, где и заканчивает ее, а к концу 1689 г. она уже выходит из печати.

В 1691 г. св. Димитрий по возвращении из Москвы в г. Батурино приступает к составлению второй книги, включающей в себя декабрь, январь, февраль месяцы, и заканчивает ее в начале 1693 г. Назначение его игуменом Петропавловского монастыря г. Глухова задержало печатание второй книги, которая вышла в свет только в 1695 г.

В том же 1695 г. св. Димитрий приступает в г. Глухове к составлению третьей книги — март, апрель и май месяцы. В конце 1696 г. его переводят игуменом Киево-Кирилловского монастыря, в 1697 г. — архимандритом Елецкого Успенского монастыря в г. Чернигове, а к 1699 г. он переводится архимандритом в Спасский Новгород-Северский монастырь, где и заканчивает третью книгу жития святых, вышедшую из печати в 1700 г.

В 1701 г. Петр Великий назначил св. Димитрия Митрополитом Сибирским, но по состоянию здоровья он в Сибирь не поехал и получил в январе 1702 г. новое назначение — Митрополитом Ростовским. Несмотря на перегруженность делами по управлению обширной епархией, он в том же 1702 г. приступает к составлению четвертой книги жития святых, включающей в себя июнь, июль и август месяцы.

9 февраля 1705 г. он заканчивает четвертую книгу, которая в том же 1705 г. и выходит из печати.

Значение Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского велико. В них дается читателю компактное, но полное, критически проверенное, изложение житий святых. Заслуга св. Димитрия в этом направлении не только перед Русской, но перед всей христианской Церковью огромна.

Прижизненное издание Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского. Собрание Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль»

 

IV

Святитель Димитрий выступает и как видный церковный писатель и борец за православие.

Эта деятельность захватывала все его существо и являлась tonus’ом его жизни.

Вторым, капитальным после Четьих-Миней, трудом (правда, незаконченным) является «Летопись келейная», излагающая события библейской истории от сотворения мира до Рождества Христова, но доведенная только до 3600 г.

Назначался этот труд также и для келейного назидательного чтения, откуда и название его «Летопись келейная».

Библейскую историю св. Димитрий излагает кратко, зато нравственно-поучительную часть он старается изложить возможно подробнее. Для этой цели он использовал как большой исторический материал, так и нравственно-поучительный.

По борьбе с расколом св. Димитрий пишет свой третий большой труд «Розыск о раскольнической брынской вере». Это — прекрасный материал для истории раскола, где вскрываются причины его появления, различные разветвления его, главные пункты учения и разбор их. Кроме того, он рисует нравственную и бытовую жизнь раскольников. Этот полемический труд сыграл видную роль в борьбе Православной Церкви с расколом. Он не потерял своего значения и до настоящего времени.

К малороссийскому периоду жизни Святителя относятся следующие его сочинения: «Руно орошенное», написанное по поручению архиепископа Лазаря Барановича. В нем он описал чудеса от чудотворного образа Богоматери, находящегося в Черниговском Троицко-Ильинском монастыре, собрав существовавшие в то время сказания о чудесах. «Алфавит духовный», в котором даются Святителем в алфавитном порядке наставления к духовной жизни. «Летопись о славянском народе», «Летопись о построении церквей и поставлении архиереев», «Каталог Российских Митрополитов».

Руно Орошенное. Чернигов. Типография Троице-Ильинского монастыря. 1683

 

Из других сочинений св. Димитрия необходимо отметить:

«Апология» — диалогическая беседа утешающего со скорбящим. Направлена эта беседа к утешению печали человека, находящегося в беде, гонении и озлоблении. «Краткий катехизис» — изложение учения о вере в вопросах и ответах, «Рассуждения об образе Божием и подобии в человеке», «Диарии», т. е. дневные записки, «Краткий Мартиролог».

Известны его краткие наставления, к которым относятся:

«Благодатные размышления о страданиях Господа нашего Иисуса Христа», «Рассуждение о причащении Божественных Таин», «Врачество духовное на смущение помыслов», где приводится много примеров, взятых из святоотеческих книг, «Духовное обучение внутреннего человека в клети сердца наедине поучающегося и молящегося втайне». «Жизнь св. великомуч. Варвары».

Имеются и духовно-лирические произведения: «Плач на погребение Христово», «Целование удов или ран Господа нашего Иисуса Христа».

Святитель оставил нам много кратких обращений и молитв: «Поклонение Св. Троице», «Поклонение Господу нашему Иисусу Христу», «Поклонение Пресвятой Богородице», «Поклонение Пречистым Христовым Тайнам», «Молитва исповедная повседневная», «Молитва, или краткое воспоминание страстей Христовых», «Исповедание грехов генеральное».

Оставил много гимнов, песней, стихотворений.

Известны также и пастырские послания св. Димитрия. Все его произведения отмечаются глубиною мысли, высотою христианского чувства и христианской настроенности. Он согревал огнем христианской любви каждую свою мысль, каждое движение своего сердца. Вот почему произведения ев. Димитрия, являясь творчеством XVII века, не потеряли своего значения и до настоящего времени.

V

В течение 28 лет ведет Святитель руководящую и направляющую работу. Но во всей своей административной деятельности он применял единственный метод — воспитательное и образовательное воздействие на окружающих. Назидательное ласковое слово, разъяснение, совет, указание воспитывали всех, соприкасающихся с ним.

Личный пример, личное усердие и труд — вот пути его административного руководства.

Особенно много нестроений встретил Святитель в церковной жизни Ростовской епархии.

Как просвещенный архипастырь, он не пользуется карательным методом воздействия, а применяет метод наставления, увещания, вразумления и всякого назидания, рассылая по епархии пастырские послания.

Для поднятия умственного уровня духовенства св. Димитрий создает духовную школу и старается о ее процветании. Школа явилась излюбленным детищем архипастыря. С чисто отеческою заботливостью он относился как к учителям, так и к ученикам, которых было до 200 ч. Он часто посещал школу, слушал и испытывал учеников в успехах, сам исповедывал и приобщал.

Страница из учебника Петровского времени

 

Обучение носило классический характер: преподавались греческий и латинский языки.

По праздникам ученики разыгрывали пьесы и диалоги.

Сам Святитель составил драмы: «Рождество Христово», «Воскресение Христово», «Грешник кающийся», «Эсфирь и Агасфер», «Успенская» и «Венец славнопобедный св. великомученик Димитрий».

Оканчивавших школу он тщательно распределял на свободные священнические места и не оставлял своих учеников как духовной, так и материальной помощью.

Большое внимание уделял св. Димитрий строительству храмов, их благоукрашению и особенно благолепному и благоговейному совершению богослужений.

Борьбу с расколом св. Димитрий вел не только литературным методом, но и словом беседы, разъяснения, увещания. Он совершал частые объезды своей епархии, густо населенной старообрядцами, и старался, на основе Свящ. Писания, доказать неправоту раскола и необходимость возвращения раскольников в лоно христианской Церкви.

К одной цели была направлена административно-просветительная деятельность св. Димитрия: к христианскому перевоспитанию окружающих. Без суровости, но с ласковым, назидательным словом шел он по пути административного руководства, и яркие огоньки христианской деятельности зажигал в сердцах своих подчиненных и своих питомцев, вкладывая сердце и душу свою, чтобы привести словесные овцы своя к Пастыреначальнику Христу.

VI

«Се покой мой, зде вселюся во век века», — сказал св. Дмитрий, приехав после назначения в Ростов.

Вдохновенное предчувствие Святителя его не обмануло: Ростов был последним этапом его жизни.

Ростовский архиерейский дом (Ростовский кремль) на фотографии конца XIX в. Здесь жил и трудился митрополит Димитрий

 

Св. Димитрий часто болел, и час смертный всегда предстоял перед взором Святителя. За два с половиной года до смерти он составил завещание, в котором просил не искать ни золота, ни сребра, ни других драгоценностей, ибо все это он отверг в жизни и не стремился к любостяжанию.

Приближались дни и часы его ухода из этой жизни. Могучий дух его еще борется с овладевшим телом недугами, дрожащая его рука еще водит пером, застилающиеся глаза еще стараются разглядеть любимые письмена, но Святитель уже предчувствует близость своей кончины.

26 октября 1709 г. память св. муч. Димитрия Солунского — небесного покровителя и ангела св. Димитрия. Несмотря на сильные припадки кашля, св. Димитрий совершает последнюю Литургию. На следующий день болезнь усилилась. Утром 28 октября 1709 г. Ростовский архипастырь был найден в своей келье, почившим на коленях, в молитве…

Тело его было предано погребению архиепископом Рязанским Стефаном (Яворским) 25 ноября, в Яковлевском монастыре, согласно воле Святителя.

В сентябре (21) 1752 г. мощи св. Димитрия обретены нетленными. 22 апреля 1757 г. Святитель Димитрий причислен к лику святых. Память его празднуется св. Церковью 21 сентября.

VII

Красив и величествен нравственный облик Святителя Димитрия.

Христианский уклад ярко характеризовал духовную структуру его личности на всех ступенях его жизненного пути. В детстве, в отрочестве, в юности он впитывает в себя все возвышенное, все прекрасное. И рано, очень рано, уже в 18 лет на прекрасно подготовленной канве появляется нравственно красивый узор великого христианина и деятельного подвижника.

Как прекрасным венком, он украшает себя добродетелями иноческого жития, выполняя данные им обеты. Смирение всю жизнь сопровождает Святителя. Он — инок, он — игумен, он — Митрополит, но всюду смиренномудрие его добродетель. Он не раздражается, не сердится, никого не обижает, а исключительно христианским смирением украшает свои чувствования, желания, поступки.

Там, где необходима была строгость, жесткость, он с любовию подходил к исправлению недостатков, погрешностей. Это был любвеобильный отец. Обаяние его личности окружает Святителя.

Вот как характеризует жизненный путь Святителя его дееписатель: «Сей (св. Димитрий) богобоязливый муж был острого разума, великого просвещения, великую имел склонность к наукам, любил добродетельных и честных людей, к высшим почтителен, к равным благосклонен, любовен, приветлив, к подчиненным милостив, к несчастным сострадателен, к неимущим благотворителен, к бедным весьма щедр. Скупость в сердце его не обитала, любостяжание в нем не имело места, сребролюбие же совсем от оного прогнано было».

Подвигом добрым подвизался Святитель, жизненное течение свое совершил, веру сохранил (2 Тим. 4, 7) и Господь увенчал Своего верного и послушного сына венцом небесной радости и земного нетления.

VIII

Два с половиной века отделяют нас от Святителя Димитрия, но по-прежнему горит немерцающим светом эта «Звезда Российская, всю страну учением и чудесами озарившая» (кондак Святителю) и попрежнему звучит эта «Златословесная цевница духовная» (тропарь ему). Он так же близок нам по духу, по вере, по учению и жизни, как духовно был близок и своим современникам.

Помимо его значения, как светильника Русской Христовой Церкви, имя его велико еще и с другой стороны. Он является патриотом своего отечества. Притом, св. Димитрий не только современник Петра Великого, но и сподвижник его во многих мероприятиях. Он принял, например, участие в постановлении о бороде и усах, написав даже с этой целью особый трактат: «Рассуждение об образе Божием и подобии в человеке». Он оказался верным сыном своей нуждавшейся в реформах отчизны.

Сильный духом, правда, слабый телом, Святитель до конца жизни остался верен себе, как великий пастырь «душу свою положивший за овцы своя» (Иоан. 10, 11). Пока будет гореть на Руси светильник веры Христовой, высоко на свещнице Русской Церкви вместе с другими угодниками и святителями будет стоять и Святитель Димитрий, Митрополит и чудотворец Ростовский.

 

Публикация:

Ганецкий В., священник. Св. Димитрий Митрополит Ростовский (Из истории Русской Церкви XVII ст.) // Журнал Московской Патриархии. 1947 г., № 06, июнь.

При публикации на сайте сохранена авторская орфография.

button up