logo
sandvige Меню

Преподобный Иоанн Вишенский Святогорец и его подвиг стояния за чистоту Православия

Источник: «Русский Афон» (www.afonit.info) 21 июля 2016 год

Сергей Шумило

Данная статья по сравнению с публикацией источника (см. в конце статьи) дополнена редакцией сайта иллюстрациями, в результате чего изложенная в ней информация стала более наглядной.

Икона преподобного Иоанна Вишенского

Жизнь и деятельность св. преподобного афонского старца Иоанна Вишенского (1550-е — 1 620-е гг.) совпали с трагическими событиями гонений на православие в Речи Посполитой, в связи с чем его усилия и послания были направлены главным образом на защиту православной веры. Сам того не подозревая, он стал одним из выдающихся отечественных подвижников, сыгравших важную роль в противостоянии польско-католической экспансии и возрождении православия на Украине в XVII веке. На Афоне старец подвизался более 40 лет. Отсюда он и писал свои пламенные полемические послания на Украину против Брестской унии.

До сего дня память преподобного старца Иоанна чтится в Галиции, на Волыни и даже на Святой Горе Афон.

Его произведения легли в основу нового направления в украинской литературе — полемического, получившего развитие после Брестской унии. На произведениях Вишенского воспитывалось несколько поколений писателей, церковно-культурных и общественных деятелей в Украине. Претерпев «новое рождение» и неоднократные переиздания в ХIX — XX вв., его послания даже в советское время помещались в школьных учебниках и хрестоматиях. Так благодаря писаниям афонского старца-отшельника XVII века уже в ХХ веке многие молодые люди в годы господствующего атеизма впервые приобщались к духовной сокровищнице православия и вере в Бога.

Подвижник в пещере

Высоко ценил наследие прп. Иоанна Вишенского святитель Филарет (Гумилевский), архиепископ Черниговский. А Пантелеимон Кулиш, называя его «афонским апостолом Руси», так отзывался о святогорском подвижнике: «Он давал сбившимся с дороги направление; он ободрял, он пророчествовал, и так действительно сталось, как он пророчествовал среди бури».

Как и большинство афонских подвижников, старец Иоанн Вишенский не стремился к известности и славе среди людей, поэтому о его жизни сохранилось мало сведений. В основном они почерпнуты из кратких упоминаний в его же письмах или в других обрывочных источниках.

Из писаний старца известно, что родился он в г. Судовая Вишня в Галиции (ныне Львовская область). Точная дата его рождения неизвестна, поэтому на основе косвенных свидетельств большинство исследователей считали, что родился он между 1533 — 1550 гг. По всей видимости, происходил он из местного шляхетского рода Вишенских и имел неплохое начальное образование.

Памятник Иоанну Вишенскому на его родине в с. Судовая Вишня Львовской области

До ухода на Святую Гору Афон жизнь и деятельность преподобного Иоанна Вишенского тесно была связана с Волынью. Известно, что проживал он в Луцке и Остроге. Опекуном молодого И. Вишенского был защитник православия в Речи Посполитой, маршалок Волынской земли и воевода Киевский князь Василий-Константин Острожский (потомок преподобного Феодора Острожского, нетленные мощи которого почивают в Киево-Печерской Лавре).

Никольский храм с. Жидичин на Волыни на месте бывшего здесь монастыря

Из посланий прп. Иоанна Вишенского явствует, что помимо Острога и Луцка, он бывал в Люблине и Львове, был тесно связан с Львовским братством. Также он имел отношение к монастырям Жидичинскому Свято-Никольскому в предместье Луцка, Уневскому Свято-Успенскому и Спасскому в Перемышльской епархии.

О старце Иоанне неоднократно упоминается в Житии преподобного Иова (Княгиницкого) Тиминицкого, составленном его учеником иеромонахом Игнатием из Любарова. Судя по всему, преподобный Иов (Княгиницкий) ходил в путешествие на Афон в сопровождении именно Иоанна Вишенского как самого близкого своего друга.

На Афоне прп. Иоанн на начальной стадии своего пребывания на Святой Горе подвизался в «Русике» — старинном древнерусском монастыре св. Пантелеимона, как и действовавшем при нем ските «Ксилургу».

Монастырь «Старый Русик». Гравюра 1744 г.

Здесь, удалившись от суеты «мира сего», он пытался постичь основы святоотеческой аскетики и обрести молитвенное уединение и безмолвие. Однако окончательно изолироваться от «мира» и затеряться среди безвестных афонских отшельников-исихастов ему так и не удалось.

Монастырь Ксилургу. Фото С. Шумило. 2016

Уже в 1596 году на Афон к старцу Иоанну пишет письмо местоблюститель Константинопольского патриаршего престола и патриарх Александрийский святитель Мелетий I (Пигас, 1549 — 1601), который призывает его вступить в полемику с униатами. Тот факт, что к Иоанну Вишенскому обращается сам патриарх, свидетельствует о том, что старец был уже довольно известен и имел определенный духовный авторитет.

Старец Иоанн Вишенский. Иллюстрация из книги С. Шумило о нем

Ответом на такое обращение патриарха и стали первые полемические послания старца Иоанна. До наших дней сохранилось 16 произведений старца. Три из них были составлены до Брестской унии, остальные 13 написаны после унии 1596 г. и посвящены преимущественно апологии православной веры и обличению католического учения, а также епископата и духовенства, отступивших от православия.

После нескольких лет интенсивной переписки, около 1604 года старец Иоанн приезжает на Украину. Он встречается со своими единомышленниками, посещает ряд православных монастырей на Волыни и в Галиции. Его приезд был вызван необходимостью оказать помощь преподобному Иову (Княгиницкому) и игумену Исаакию (Борисковичу) в осуществлении затеянной ими при поддержке князя Острожского масштабной монастырской реформы. Ее целью был перевод ряда галицко-волынских монастырей на афонский устав, с тем, чтобы в условиях противостояния унии они были подлинными духовными центрами православия и исихастской традиции.

Худ. Юлиан Буцманюк. Проповедь Иоанна Вишенского. Роспись из монастыря Рождества Христова в г. Жовкве

В рамках затеянной при участии старца Иоанна монастырской реформы, в это время по афонскому образцу были преобразованы Дерманский, Угорницкий, Уневский, Почаевский и другие монастыри, а также основан знаменитый Манявский скит, сыгравший важное значение в возрождении православного монашества в Западной Украине.

Успешно выполнив эту миссию, старец Иоанн около 1607 года вновь возвратился на Святую Гору, где, «жесточайшаго безмолвнаго жития желающе», поселился в отшельнической пещере преподобного Косьмы Зографского, неподалеку об болгарского Зографского монастыря.

Монастырь Зограф на Святой горе Афон

Одно из последних прижизненных упоминаний о старце Иоанне Вишенском имеется в определении Собора 1621 года, прошедшего в Луцке под председательством Киевского митрополита Иова (Борецкого). Судя по содержанию этого документа, на момент 1621 года о. Иоанн Вишенский был еще жив. Более того, церковный Собор Киевской митрополии в нем от лица всей Церкви именует старца Иоанна «преподобным мужем»и «блаженным»,«в житии и богословии цвитущим». Тот факт, что Собор отдельным постановлением предписывает пригласить «блаженного старца»с Афона на Украину, свидетельствует о его почитании и высоком духовном авторитете на родине еще при жизни.

Пещера, в которой подвизался на Афоне И. Вишенский. Фото С. Шумило. 2015

По отразившемуся в украинской литературе преданию (И. Франко, В. Шевчук и др.), старец Иоанн преставился между 1620-ми — 1630-ми годами в пещерном затворе, отказавшись от пищи и принимая раз в неделю лишь антидор, просфоры и святую воду, спускаемые к его наскальной пещере по веревке.

Точная дата преставления старца Иоанна Вишенского доподлинно неизвестна. Всю жизнь удаляясь от мирской славы и суеты, он ушел в мир иной как и подобает афонским подвижникам — тихо и незаметно, не оставив никаких следов. Так и уходят большинство афонских старцев, и лишь с годами, особым промыслом Божиим, о некоторых из них становится известно в миру. Именно так и случилось со временем со старцем Иоанном.

В письме инока Манявского скита Леонтия от 9 сентября 1633 года впервые упоминается старец Иоанн Вишенский как преставившийся. Более того, о. Леонтий пишет о нем с глубочайшим почтением и называет «блаженной памяти великий старец Иоанн Вишенский Святогорец».

Таким образом, на основании этого документа можно однозначно констатировать, что скончался старец не позднее 1633 года.

Влияние сочинений и идей старца Иоанна прослеживаются на трудах и деятельности преподобного Иова (Княгиницкого), преподобного Иова (Желизо) Почаевского, Стефана Зизания, Исаакия Борисковича, Киприана Острожанина, Елисея Плетенецкого, митрополита Исаии (Копинского), преподобномученика Афанасия (Филипповича) Брестского, преподобного Паисия Величковского и многих других. Всех их можно считать продолжателями дела, начатого старцем Иоанном Вишенским.

Преподобный Иов Почаевский

По убеждению Пантелеимона Кулиша, именно старец Иоанн Вишенский и его последователи сумели силою своего внутреннего подвига и верности сберечь чистоту православия под натиском польско-католической экспансии.

Уже один этот факт свидетельствует о важности духовного подвига и наследия старца Иоанна, необходимости возрождения памятования о них как на общественном, так и церковном уровне.

Претерпев неоднократные переиздания в ХIX — XX вв., его послания даже в советское время преподавались в школьной программе. Поскольку тогда не было свободного доступа к религиозной литературе, то полемические произведения старца Иоанна были чуть ли не единственным источником, глотком духовных знаний посреди атеистической пустыни. И это подлинное чудо старца. Даже через 300 лет после смерти он влиял на укрепление людей в вере.

Писания преподобного старца Иоанна Вишенского проникнуты святоотеческо-исихастским духом. Он обильно цитирует не только Священное Писание и Апостолов, но и творения выдающихся Святых Отцов Церкви. Одна из основных тем в посланиях Иоанна Вишенского — защита чистоты веры и истинности Церкви Православной.

Из наставлений старца мы узнаем, что он был опытным делателем и проповедником непрестанной Иисусовой молитвы, пытаясь эту святогорскую традицию привить и своим последователям на родине. По сути, преподобный Иоанн опередил свое время, став задолго до преподобного Паисия Величковского одним из предвестников нового филокалического возрождения в отечественном православии (XVIII — XIX вв.).

Манявский скит (Крестовоздвиженский мужской монастырь), основанный прп. Иовом Княгиницким. Село Манява Ивано-Франковской области

Сподвижник преподобного Иова (Княгиницкого) Тисменицкого и преподобного Иова (Желизо) Почаевского, старец Иоанн Вишенский принадлежит к числу выдающихся отечественных подвижников благочестия. Уйдя в пещерный затвор на Святой Горе Афон, он, все же, сам о том не помышляя, оставил бессмертный след в истории Православной Церкви на Украине, повлияв на ее возрождение после событий Брестской унии 1596 года.

Еще при жизни он пользовался глубоким почитанием среди монашествующих Волыни и Галиции, называвших его с почтением «великий старец Иоанн Вишенский Святогорец». Факт церковного почитания старца Иоанна зафиксирован даже в официальных соборных актах. Так церковный Собор Киевской митрополии, состоявшийся в Луцке под председательством митрополита Иова (Борецкого) в 1621 году, в одном из своих документов от лица всей Церкви именует старца Иоанна «преподобным мужем»и «блаженным», «в житии и богословии цвитущим». Значительно позже, уже в XIX веке, Пантелеимон Кулиш называл его «афонским апостолом».

Икона преподобного Иоанна Вишенского. Иллюстрация из книги С. Шумило о нем

Тот факт, что и церковный Собор 1621 года и ближайшие ученики преподобного Иова (Княгиницкого) Тисменицкого в Манявском скиту старца Иоанна Вишенского считали «блаженным», свидетельствует о существовавшем в прошлом глубоком почитании старца. И лишь с пресечением православной традиции в Галиции под натиском католической экспансии (последняя твердыня православия, Манявский скит, была насильственно ликвидирован здесь католическими австро-венгрескими властями в 1785 году), пресеклась и традиция церковного почитания «блаженного старца» Иоанна Вишенского. Активно способствовали вытравливанию памяти о нем среди местного населения и униатские церковные власти, на борьбу и обличение которых столько сил положил старец.

Согласно православной святоотеческой традиции, слово «блаженный» свидетельствует об одном из состояний святости человека, которое достигается только теми, кто через веру и подвиги стали «причастниками Божеского естества»(2 Пет. 1: 4). В древности часто слово «блаженный» употребляли по отношению к почитаемым в народе непрославленным еще официально святым, поскольку Сам Христос указывал на особое значение этого состояния: «…ибо они Бога узрят, …будут наречены сынами Божиими, …ибо их есть Царство Небесное… Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного»(Мф. 5: 3–16).

Обложка книги С. Шумило о преподобном Иоанне Вишенском

Хоть до наших дней сохранилось мало сведений о земной биографии «блаженного старца»Иоанна, однако красноречивее любого подробного жизнеописания о подвижнике может свидетельствовать его духовное наследие. Оно представляет собой бесценную духовную сокровищницу. Незаслужено забытое сегодня, оно является важной составляющей как отечественной культуры, так и вселенського православия. В наше время это наследие обретает новую актуальность. Все это требует его более глубокого изучения, возрождения и почитания.

Сергей Шумило,
директор Международного института афонского наследия в Украине

 

Источник: «Русский Афон» (www.afonit.info) 21 июля 2016 год

button up