Журнал "Отрок", 14.05.2020
Семнадцатый век на дворе. Константинополь — в турецкой власти с момента его падения в 1453 году, когда султан Мехмед ІІ завоевал город после длительной осады, разграбил его, убил последнего византийского императора Константина, а многие храмы превратил в мечети. Изначально султан проявил желание выстроить мирные отношения и сотрудничать с завоёванными народами. Он понимал, что создание сильного государства требует, чтобы порабощённые христиане примирились с их новым положением. В частности поэтому по его приказу вместо пропавшего без вести патриарха Иосифа был избран новый предстоятель Константинопольской Церкви.
Им стал Геннадий ІІ Схоларий, известный тем, что до принятия монашества состоял на государственной службе, входил в круг лиц, приближённых к императору, и в таком качестве участвовал в 1438 году в работе Ферраро-Флорентийского собора, желая примирить православных и латинян. Однако когда увидел, что его усилия не приносят плода, а католики настаивают на полном подчинении Православной Церкви Риму, то не подписал акт об унии и по возвращении боролся против неё вместе с Марком Эфесским. «Лучше чалма, чем папская тиара», — так видел патриарх Геннадий сложившуюся ситуацию и считал, что сохранение православными своей духовной традиции при власти мусульман находится в меньшей опасности, чем под покровительством латинян.
Султана Мехмеда ІІ эта кандидатура вполне устраивала, и он высказал новому патриарху своё расположение. После чего были изданы высочайшая грамота (фирман) и указ (берет), определявшие положение Православной Церкви в Османской империи. При усилении гонений православные обращались к этим документам, которые отчасти умеряли пыл гонителей, однако с течением времени ситуация значительно ухудшилась.
Если после завоевания Константинополя священнослужители вначале освобождались от уплаты налогов, то позже их обязали платить целый ряд податей. Патриарх сперва получал от султана денежное вознаграждение, но впоследствии был обложен сразу двумя налогами: на вступление в должность и ежегодным хараджем. Запретивший превращать храмы в мечети, Мехмед II затем сам передал для нужд мусульман ни много ни мало двенадцать столичных церквей. Та же участь постигла знаменитую Софию Константинопольскую, а императорская библиотека вообще погибла.
Точно так же перестал действовать запрет на насильственное обращение христиан в ислам. Существовал жуткий «налог крови»: через каждые пять лет из христианских семей забирали детей до семи лет, которых воспитывали в исламе и превращали в янычар — самых жестоких врагов Православия и своего народа. Закон просуществовал до 1637 года.
В целом в начале XVII века положение православных под турецкой властью можно охарактеризовать как крайне тяжёлое. Турки всеми способами пытаются уменьшить численность христиан, жёстко контролируют любые движения, штрафуют за открытое исповедание веры, грабят и убивают. Тем не менее совсем не брезгуют взимать огромную плату за поставление патриархов. Ещё со времён Ферраро-Флорентийской унии католики переманивают православных под папскую власть, попытки дружить с протестантами не сулят никакой защиты, только компрометируют.
Сила, государственная защита и материальная поддержка — у понаехавших католиков и протестантов от своих королей. Бедность, гонения, незащищённость — у православных греков на собственной земле. Эпоха мученичества одних и отступничества иных, когда выбор монашества, посвящение своей жизни служению Христу — несомненный подвиг. А для потомка царского рода, блестяще образованного, владевшего древнегреческим, латинским, арабским и итальянским языками, удивительно красивого юноши по имени Алексий из критского города Ретимна такое решение и вовсе было непостижимым по мужеству поступком.
Алексий Пателларий, будущий патриарх Цареградский (или Константинопольский), родился в 1597 году. Вскоре после смерти отца, Григория Пателлария, выдающегося учёного, философа и публициста, принимает постриг в одном из солунских монастырей. Позже уходит оттуда на Афон в монастырь Эсфигмен, где несёт послушание в трапезной. После возвращения в Солунь (современные Салоники) рукоположен во пресвитера.
Молодой инок полюбил изучение Священного Писания и умное делание. И настолько преуспел в этом, что вскоре стал известен как глубокий толкователь Писания и замечательный проповедник, гимнограф, автор духовных песнопений. Ему принадлежит перевод Псалтири с еврейского на новогреческий.
В 1626 году монах Афанасий был вызван в Константинополь и послан на проповедь ко влахам и молдаванам. Для них он перевёл Псалтирь на современное народное наречие. Просветительская и подвижническая работа его была замечена и оценена. К тому же, Афанасию покровительствовал его земляк, патриарх Кирилл (Лукарис), которого привлекли духовные дарования и усердные миссионерские труды одарённого юноши, и он назначил Афанасия проповедником при патриаршей кафедре. В 1631 году иеромонаха Афанасия хиротонисали во епископа, а затем возвели в сан митрополита Солунского.
Награда стала крестом. Когда владыка увидел, что вверенная ему митрополия больше других разорена турками, порядка в церковном управлении нет, а повсюду царит смятение умов, то хотел было отступить. Но как отступать, будучи призванным Господом? «Возврата нет, волей-неволей я должен исполнить то, за что взялся. Господь сказал: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9: 62). «Званому на брак не следует печалиться и положившему руку на орало оглядываться назад», — записал тогда в дневнике молодой митрополит.
Патриарх Кирилл (Лукарис) состоял в большой дружбе с протестантами, что позволило католикам обвинить его перед султаном в государственной измене. Интриги папистов привели к ссылке и заточению Кирилла. Новым патриархом избрали Афанасия. Интронизация состоялась 25 марта 1634 года на праздник Благовещения. За его поставление пришлось уплатить султану немалую сумму, и хотя устраивалось это для того, чтобы в сане патриарха Афанасий мог ходатайствовать перед султаном о возвращении Кирилла, последствия оказались весьма печальны.
Кирилл возвращается из ссылки. Афанасий уступает ему престол. А протестанты-интриганы видя, какое влияние приобрёл за короткое время благочестивый Афанасий, стараются всячески его опорочить. Так, он был обвинён в том, что слишком большая сумма уплачена за его поставление. И хотя суд его оправдывает (другим патриархам порой приходилось платить значительно больше), обесчещенный святитель удаляется на Афон для молитвенного подвига.
Через год владыка отправился в Италию. Зная обо всём, что произошло в Константинополе, Папа Римский посулил ему сан кардинала, если он примет католичество. Патриарх отверг предложение. Менять Истину на земные почести не пристало тому, кто действительно Христов.
В 1638 году святителя Афанасия хотели вновь возвести на Константинопольский престол, но опять вмешались интриганы. Ставленник иезуитов Кирилл Веррийский стал тогда патриархом. Чтобы успокоить православных, Афанасию обещали «следующую очередь» и предложили «подождать» на Фессалоникийской кафедре. А пока послужить там до времени по чину и обычаю патриаршему.
Правда, служить было не в чем. Фессалоникийская митрополия оказалась разорена до такой степени, что ни церковных сосудов, ни одеяний там попросту не нашлось. Патриарх Афанасий несколько раз писал в Москву царю Михаилу Фёдоровичу с просьбой помочь. Помощь приходила, но недостаточная.
Можно себе только представить, что испытывал человек аскетического настроя, нестяжательный монах, оказавшийся на виражах властных интриг и обязательств, когда через четыре года служения в Солуни его посадили в тюрьму за долги. После этих злоключений святитель смиренно решает отправиться в Москву к царю Михаилу лично, чтобы описать печальное положение, в котором оказалась вверенная ему митрополия, и попросить достаточно помощи, чтобы хоть как-то исправить ситуацию.
Переезды через Балканские горы и перенесённые в тюрьме страдания привели к тому, что на долгих девять лет болезнь задержала святителя в Молдавии. Оттуда он продолжал заботиться о своей митрополии и одновременно трудиться над устроением молдавской Церкви.
За это время турки успели убить трёх цареградских патриархов. Церковное управление и казна Константинополя находились в ужасном запустении. Вернувшийся из далёкого странствия святитель Афанасий в 1652 году вновь становится патриархом.
А интриганы всё не унимаются. Противостояние католиков и протестантов с попытками привлечь на свою сторону православного первосвятителя продолжается. Неутомимые протестанты весьма скоро распустили слухи о том, что новый патриарх благосклонен к папистам. Многие смутились. Всё было сделано настолько искусно, что правда открылась лишь спустя двести лет.
Пережить новую лавину лжи, хитросплетения обманов и мерзость подтасовок и без того много страдавший патриарх не нашёл в себе сил, поэтому буквально в том же году отрёкся от Вселенского престола. В 1653 году вернулся в Молдавию, получив от Молдаво-Валахского господаря Василия Лупула в управление монастырь в честь святителя Николая в г. Галаце.
Он желал покоя и молитвы, но Господь уготовал другое. И смирение принять путь не по своему хотению, а по воле Божией опять проявилось в великом и послушном Христу святителе. На склоне лет ему была поручена важная миссия — убедить русского царя Алексея Михайловича стать во главе союза сербов, молдаван, влахов, греков, украинцев и прочих народов, чтобы освободить Константинополь, а следовательно, и Церковь от турецкой власти.
Пять месяцев длилось труднейшее путешествие до Москвы. Там святитель пожил некоторое время; помогал советом в благоустройстве церковного богослужения, молился о даровании наследника царской семье, получил богатые пожертвования на строительство и благоукрашение галацкого монастыря. Ему удалось убедить Алексея Михайловича стать во главе союза народов против турок, но в это время началась война между Россией и Польшей из-за украинских земель.
Путь домой лежал через Лубны. В феврале 1654 года святитель прибыл в Спасо-Преображенский Мгарский монастырь. Когда встречали святейшего, игумен отец Петроний услышал от него пророчество о скорой кончине: «Желает душа моя в сем монастыре грешное мое тело погребсти». 5 апреля патриарх Афанасий отошёл ко Господу и был погребён в храме Преображения Господня под амвоном в сидячем положении в полном архиерейском облачении в креслах.
В 1662 году по просьбе Газского митрополита Паисия (Лигарида), проезжавшего через Лубны, останки патриарха были вынесены из-под спуда. Они оказались нетленными и благоухали — лишь облачение, кресло и три пальца на одной руке не сохранились.
В 1936 году, когда безбожной властью вскрывались раки с мощами святых, осквернялись храмы, в тогдашнюю столицу Украины город Харьков привезли с этой целью и мощи святителя Афанасия. Но опасения вызвать международный скандал (всё-таки он был греком) и уникальность захоронения в сидячем положении спасли святыню от уничтожения. Их передали в харьковский исторический музей, где они находились до 1943 года.
Когда во время немецкой оккупации вновь открылся Благовещенский собор, туда перенесли мощи святителя Афанасия, а также святителя Мелетия, архиепископа Харьковского. С недавних пор там же перед алтарём в раке пребывают мощи священномученика Александра. Дивный собор, собравший трёх небесных покровителей нашего города.
Вообще удивительно так: приходишь к святому, шепчешь тихонечко, просишь помочь. А он вникает в твои горести, внимательно слушает, склонив голову. Ведь рака с мощами святителя Афанасия совсем необычная — она открыта, мы видим сидящего в кресле в праздничном облачении патриарха, чувствуем благоухание, исходящее от его мощей. Они были обретены в том же виде, в котором и похоронены.
В соборе есть «книга благодарностей», куда люди, получившие помощь святителя в самых разных, зачастую безвыходных, с человеческой точки зрения, ситуациях, записывают свои истории. Признаться, было очень трепетно взять её в руки, полистать страницы удивительных свидетельств.
Раба Божия Галина пишет, что по молитвам святителя Афанасия ей удалось приобрести полноценное жильё по цене одной комнаты, хотя той суммы, что удалось накопить, хватало именно на комнату, не более. Семейная пара, отчаявшаяся родить детей, собиралась передавать записку аж к Стене Плача, но вовремя вспомнила о том, что православным людям нужно просить о заступлении святых, а не стены. Вот же рядом святитель Афанасий — супруги помолились, приложились с верой к его мощам. Сейчас у них прекрасные сын и дочь.
Станислав пишет о чудесном исцелении от онкологии; Алла просила об исцелении сестры Ирины тоже от онкологии, и святой Афанасий помог. А у рабы Божией Анастасии вышла из комы мать. К Сергию вернулся разум, несмотря на поставленный неизлечимый диагноз; у Елены исцелились опухшие руки, а у другой Елены, из Таганрога, чудесным образом прошёл гайморит и появилась желанная работа.
Впрочем, я и сама бережно храню в памяти случай его явной помощи. Так получилось, что мы с мужем сразу после свадьбы заключили «мирный договор»: сыновей называет он, дочерей — я. На первом ребёнке договорились просто и без споров: Афанасий — София. Конечно же, скоро стало понятно, что будет именно Афанасий. На службы мы тогда ходили чаще в Благовещенский собор, естественно, молились у мощей святителя. Всё шло практически без тревог, однако перед самыми родами, помнится, в субботу, врач посмотрела и сказала, что малыш повернулся неправильно.
В воскресенье на литургии я приложилась к мощам и попросила святителя Афанасия помочь. В ту же ночь мне снится рака с его мощами, которая вращается медленно у нас в комнате вокруг своей оси как книжный стеллаж. А за балконом стоит в воздухе сам святитель Афанасий и ещё святитель Иоанн Шанхайский и будто благословляют…
Снам и видениям лучше не верить, поэтому я постаралась сразу всё забыть и пошла в понедельник на УЗИ. Афоня уже лежал правильно. Вернулась домой, взялась читать акафист святителю Афанасию и на строчках, которые раньше пробегала без особого внимания, остановилась поражённая: «Тя призывающим в сониих и видениих помощь подаеши…».
Вот так моему маловерию был преподан урок при участии маленького Афоньки. И если даже в таких вещах скор на подмогу и сострадателен великий святитель, то и в более глобальных, сложных и трудно решаемых вопросах обязательно нужно прибегать к нему за утешением и помощью.
Текст Наталии Гертер
Публикация: журнал «Отрок», 14.05.2020.