Москва: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2011. Т. 25. С. 280 — 287
Данная статья дополнена редакцией сайта иллюстрациями, сокращения слов раскрыты, что значительно облегчает чтение текста.
Основным источником сведений об Иове является сочинение «Житие и жизнь преподобного отца нашего Иова, и о сконьчании его, и о составлении святыя обители Скитския, вкратце списано», составленное современником и почитателем святого иеромонахом Угорницкого Михайловского монастыря Игнатием из Любартова (по-видимому, из местечка Любар (Любартов), ныне поселок городского типа в Житомирской область, Украина). Некоторые исследователи отождествляют автора жизнеописания Иова с игуменом Тригорского в честь Преображения Господня монастыря Игнатием (Симоновичем), участвовавшим в Киевском Соборе 13 — 16 августа 1628 года, на котором разбирались униатские воззрения Мелетия Смотрицкого. Сочинение Игнатия из Любартова (вместе со списками «Завета духовного» и «Регулы», в создании которых, по всей видимости, принимал участие Иов) было обнаружено А. С. Петрушевичем в конце 50-х годов XIX века в архиве базилианского Подгорецкого Благовещенского монастыря. А. А. Титову были известны еще 2 списка Жития Иова: в собраниях И. А. Вахромеева и С. Т. Большакова (История Манявского скита с его основания до закрытия: (1611 — 1785 гг.) / Перевод, авторская вступительная статья: А. А. Титов. М., 1907 [оттиск из: ДЧ. 1907. № 6 — 9]).
В Житии Иова сообщается, что он родился «от благородных родителей, в богатстве доволних суще». Род земян Княгиницких (земяне — мелкопоместные землевладельцы, владевшие землей при условии несения воинской службы), как считается, происходил из с. Княгинин близ Тысменицы. По мнению прот. Феодора Титова, родственниками Иова были влиятельные галицкие шляхтичи Балабаны (Титов. 1906. Т. 7. Стб. 220). Святой получил начальное образование в школе при Уневском Успенском мужском монастыре (в современном с. Унев Перемышлянского района Львовской области), позже учился в Острожском коллегиуме (с 1580 академия), куда поступил «для совершеннейших наук». По окончании коллегиума преподавал в нем и одновременно проходил службу при дворе старосты Петра Смединского, одного из близких сподвижников кн. Константина Константиновича Острожского. Иов Княгиницкий пользовался благосклонностью Смединского и кн. Константина, для сына последнего — Александра — Княгиницкий переписал Псалтирь.
По поручению кн. Константина Острожского Княгиницкий ездил на Афон с милостыней, сопровождая приезжавшего в Острог для сбора пожертвований афонского иеромонаха Варлаама. Княгиницкий посетил несколько афонских монастырей, где его принимали с почетом. Согласно Житию, будучи на Афоне, Княгиницкий «окаяваше суетное житие мира сего»и решил принять постриг. Вернувшись домой, он отказался от намерения вступить в брак, раздал имущество нищим, после чего вновь отправился на Св. Гору, чтобы принять монашество. По мнению И. Франко, Иов поселился на Афоне в 1584 году (Франко I. Iван (Вишенський) i його твори. Львiв, 1895. С. 425). Сначала Княгиницкий жил в скиту у иеромонаха Исидора. Через полтора года последний направил Княгиницкого в общежительный монастырь, сказав: «Юн бо есть, требе ти есть в общем житии служити».
Княгиницкий подвизался в Ватопеде, где выполнял послушание пекаря, вскоре был пострижен в монашество с именем Иезекииль. По сообщению Жития Иова, другом святого на Афоне стал полемист Иоанн Вишенский, который не состоял ни в одном из афонских мон-рей, переходил из обители в обитель и, по-видимому, какое-то время провел в Ватопеде.
Около 1597 — 1598 гг. Иезекииль отправился вместе с ватопедским игуменом Пахомием и несколькими старцами в Россию для сбора милостыни. Поездка оказалась успешной: монахи привезли богатые пожертвования. На Афоне Иезекииль удалился для молитвенных подвигов в пещеру. Через несколько лет преподобный снова был послан на Русь для сбора милостыни. Афониты направлялись в Москву, но, когда они «приидоша в Малую Россию, нестроение бо велико слышашеся в Москве, и немощно бе им тамо ити, и бяху ожидающе през лето»(Iгнатiй з Любартова. 1860. С. 231). Очевидно, афонитов остановили известия о неурожае и бунтах в Московском царстве в 1601 — 1604 гг. Монахи направились в молдавские земли, Иезекииль же по их благословению остался на монастырском подворье (в метохе) в Тысменице «у некоего из сродников своих» (в XVI — XVII вв. в Тысменице существовал православный монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы).
Слава о благочестивом подвижнике распространилась по Галичине (см.Галицкая Русь). Львовский епископ Гедеон Балабан и его племянник Исайя (Балабан), архимандрит Уневского Успенского монастыря, просили Иезекииля прийти в Уневский монастырь, чтобы святой «показал чин и строение общежительное по обычаю Святой горы». Преподобный согласился: «…пришед касашеся, творя и уча, наставляя благочиния церковного и трапезного». Очевидно, в Уневском мон-ре благодаря преподобному Иезекиилю был введен афонский общежительный устав («благочиние общежительное»). По мнению И. Мыцко, это произошло в 1601 году (Мицько I. Свято-Успенська лавра в Уневi. Львiв, 1998. С. 29), в любом случае ранее 1603 года. Многие насельники монастыря не приняли реформу («не вси послушаху») и писали доносы на архимандрита Исайю королю и отпавшим в унию епископам.
Преподобный вложил в Уневский монастырь «Книгу о постничестве» свт. Василия Великого (Острог, 1594), в которой сделал запись: «Инок Иезекииль Тисменицкий дарит книгу за отпущение грехов отца своего по плоти Феодула инока, також и своих сродников»(цит. По: Мыцко И. Дерманский культурно-просветительский центр // Федоровские чтения, 1978. М., 1981. С. 50; книга хранится в Национальном музее Украины им. митр. Андрея Шептицкого во Львове). По-видимому, отец Иезекииля принял к тому времени постриг в одном из монастырей Галичины или Волыни. Епископ Гедеон (Балабан) хотел рукоположить Иезекииля в священный сан, но святой отказался, считая себя недостойным.
«Непокорения ради братии»преподобный Иезекииль решил оставить Уневский монастырь и вернуться на Афон. Однако на родине его задержала болезнь, «и в той немощи оглохнув, прият на себе великий образ ангельский, еже есть схима»(Iгнатiй з Любартова. 1860. С. 232). Святой был пострижен в великую схиму с именем Иов. О месте и дате этого события в Житии не сообщается. В литературе встречается указание на 1603 год, но в более поздних источниках (в посланиях Иова по поводу книги Кирилла (Транквиллиона-Ставровецкого) и в записках митрополита св. Петра Могилы) святой назван старцем Иезекиилем Скитским. Вероятно, Иезекииль принял великую схиму уже в основанном им Манявском в честь Воздвижения Креста Господня скиту.
Племянник епископа Гедеона Адам Евстафиевич Балабан попросил Иова устроить в его имении при приходской церкви св. Михаила близ с. Угорники скит, чтобы святой мог «пожити в безмолвии»и молиться за владельца имения и его близких. Балабан обязался помочь Иову, если тот захочет создать при церкви общежительный монастырь. Иов «нача скитствовати сам», слава о нем разнеслась по округе, и к нему стали приходить иноки и миряне. Иов принимал в скит только тех, кто проявляли терпение и послушание; прочих, «научив и наказав, вспять отсылаше». В Галичине имелось 2 села с названием Угорники: близ мест.ечка Отыния (современный Коломыйский район Ивано-Франковской области) и в пригороде Ивано-Франковска. Обнаруженный Петрушевичем «Помянник Угорницкого Михайловского общежительного монастыря» (1683) с кратким изложением истории обители позволяет точно локализовать Угорницкий скит. Основываясь на «Помяннике…», Петрушевич пишет о том, что в 1603 году Иов «собрал при церкви приходской в Угорниках монахов, для которых Адам Балабан построил обитель там же, над рекою Напрошиною»(Петрушевич. 1874. С. 17 — 18). Река с таким названием протекает рядом с Угорниками близ местечка Отыния (современный Коломыйский район Ивано-Франковской области; в 2004 здесь при старинной деревянной часовне был открыт Преображенский монастырь в юрисдикции неканонической Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ)). 27 ноября 1612 года А. Е. Балабан и его супруга Мария Василовна Гулевичевна дали грамоту, которой заповедали монастырю быть под властью Константинопольского патриарха и пожаловали ему земли при р. Напрошине. Эту грамоту подтвердил 4 февраля 1629 года младший брат и наследник Адама Александр Балабан, староста теребовлянский и рогатинский, который отмечал, что его брат заложил церковь св. Михаила и основал монастырь устава св. Василия Великого. По мнению одного из исследователей, Балабаны добивались от Константинопольского патриарха ставропигиального статуса для Угорницкого монастыря (Хавлюк. 1996. С. 15).
Около 1604 года Иов находился в дерманском Свято-Троицком монастыре, где ввел афонский общежительный устав по просьбе игумена обители Исаака Святогорца (По-видимому, речь идет об Исаакии (Борисковиче), в 1602 году по желанию кн. Константина Острожского назначенном настоятелем Дерманского монастыря и превратившем обитель в важный духовно-просветительский центр; ранее Исаакий был связан с Афоном.) Направившись в Дермань, Иов оставил в Угорницком скиту старшего — «дикея». В Дерманском монастыре Иов помогал Исаакию при издании Октоиха (книга печаталась в обители с апреля 1603 по сентябрь 1604). На рубеже 1604 и 1605 годов типография была возвращена из Дермани в Острог, и именно тогда, по мнению Я. Д. Исаевича, Иов и Исаакий (Борискович) покинули Дерманский мон-рь (Исаевич Я. Д. Преемники первопечатника. М., 1981. С. 50).
Иов вернулся в Угорницкий скит. Вскоре после 1605 года в обитель прибыл монах Иоанн (Вишенский), посетивший также Уневский монастырь. Иоанн некоторое время пробыл с Иовом. Потом, посоветовавшись, иноки решили покинуть скит, «жесточайшего безмолвнаго жития желающе», и разошлись в поисках удобного места для отшельнического подвига. Как отмечается в Житии Иова, «отошли, только мало хлеба имея и книжицу малу, яко Антоний Великий, и Аполлос, и прочие преподобные отцы»(Iгнатiй з Любартова. 1860. С. 233). Во главе Угорницкого монастыря Иов оставил своего ученика — иеродиакона Герасима.
Покинув Угорники, Иов поселился в «дальней пустыньке», находившейся, как сообщается в Житии, «в пяти поприщах»от Угорников. По мнению М. Драгана, «пустынька» располагалась в Краснопольских горах (Драган. 1926. С. 3), близ местечка Солотвин (ныне поселок Богородчанского района Ивано-Франковской области), которое с конца XVI в. было известно как центр соледобычи. Там инок встретил Петра Ляховича, урядника местных соляных промыслов, наместника галицкого старосты, и расспросил его о «тамошних горах и пустынях». Ляхович посоветовал Иову выбрать для отшельничества издревле намоленное место — небольшой холм у впадения в р. Манявку речки Батерс, рядом с пещерным массивом Блаженный Камень (близ современного с. Манява Богородчанского района Ивано-Франковской области, в километре к северо-востоку от современного Манявского скита). По преданию, здесь находился православный монастырь, разрушенный татарами в XIII веке, его насельниками были бывшие киево-печерские монахи Иоанникий и Пахомий. В пользу правдивости предания свидетельствует местная топонимика, существовавшая уже в XVII веке: урочище Блаженный Камень, гора Вознесенка и др.
Иову место понравилось, он поставил под елями шалаш, подвизался в молитве, плаче и молчании. Вскоре Ляхович построил для святого келью. К отшельнику начали приходить ученики, но подвижник оставлял при себе немногих, остальных отсылал в общежительный монастырь в Угорниках — «да не разорят устав безмолвия». Некоторые насельники, пожив в скиту, уходили, не выдержав«жестокаго постничества». С Иовом до своей кончины оставался старец Угорницкого монастыря Афанасий. В скиту также поселился после странствования по окрестным местам Иоанн (Вишенский) вместе с «сыном» (племянником) Иова — отроком Дмитрием, которого старец ранее поручил попечению Иоанна (Вишенского). Когда в скиту жило всего 4 насельника, Иову было видение некоего благочестивого мужа, который предсказал, что в обители будет поддерживаться строгая монашеская жизнь («евангельское житие»), благодаря чему на западнорусских землях восстановится иноческое общежительство, к тому времени оскудевшее. Впоследствии Иоанн (Вишенский) уехал из скита на Афон, заповедав Иову не покидать это место, потому что оно святое.
Создание Манявского скита можно датировать рубежом 1606 и 1607 годов на основании сообщения Жития Иова о том, что вскоре после появления скита скончался епископ Львовско-Галицкий и Каменец-Подольский Гедеон (Балабан; † 10 февр. 1607). Иов принял участие в избрании нового Львовского архиерея, поддержав Исаию (Балабана), которого хотел видеть своим преемником епископ Гедеон, против Иеремии (Тиссаровского), кандидата, выдвинутого Львовским братством. По свидетельству Жития, святой «велия труды показал, пеша странствуя, убеждая и моля простых граждан, пресвитеров и благородных в шляхетстве панов, яко дабы стояли при святей апостольстей Церкви и тщалися избрати достойна мужа на тую епископию. За что много уничижения, поругания от мнящихся быти православными подъят, и все сие претерпел»(Iгнатiй з Любартова. 1860. С. 235). Позиция И. была обусловлена не только его связями с родом Балабанов, но и тем обстоятельством, что Тиссаровский в 1607 году склонялся к принятию унии.
Иов направился в молдавский г. Яссы, где митрополит Сучавский Анастасий (Кримка) должен был в январе 1608 года совершить хиротонию Иеремии (Тиссаровского) во епископа Львовского. Иов настоял на том, чтобы митрополит Анастасий перед хиротонией взял с Иеремии клятву о твердом хранении Православия. В Житии Иова сообщается, что святой наставлял Иеремию в благочестии. Последний, удивившись ревности Иова, обещал святому не пожалеть жизни за Православие. Однако прочных контактов между Иовом и Львовским епископом Иеремией (Тиссаровским) впоследствии не было: нуждаясь в участии архиерея, Иов постоянно обращался к приезжим греческим иерархам.
Вернувшись в Карпаты, Иов ввел в Манявском скиту устав, основанный на общежительном уставе свт. Василия Великого и на строгом Скитском уставе, принятом в то время на Афоне. Ориентируясь на афонский устав, Иов установил часы для молитвы, для чтения Священного Писания, для рукоделия и для еды. Утреннее время посвящалось соборной молитве и келейному правилу. Иов питался лишь хлебом и водой, другим насельникам позволялось в день одно сваренное постное блюдо, в воскресенья и праздники — 2 приготовленных постных блюда. Молочную пищу отшельники не ели, в отдельные дни могли вкушать елей и рыбу. Рукоделие заключалось в изготовлении изделий из дерева для использования в скиту и для подарков благотворителям. К Иову за духовным наставлением приходили не только окрестные жители, но и православные шляхтичи, урядники, священники и настоятели монастырей.
В начальный период существования Манявского скита здесь «пользы ради духовной»жили иноки, игравшие важную роль в церковной жизни юго-западнорусских земель: иеромонах Петроний (Гулевич-Воютинский), в 1616 — 1617 годах являвшийся настоятелем Овручского Успенского монастыря (АрхЮЗР. Ч. 1. Т. 4. С. 119), архимандрит Дерманского монастыря (с 1608) Исайя (Балабан), православный полемист Захария (Копыстенский). В скиту подвизался Рудницкий, — возможно, Антоний (Рудницкий), игумен Дубенского Спасского монастыря в 1624 — 1626 годах, который в 1624 году по благословению бывшего Мукачевского епископа Сергия (Тисмянского) ввел в своей обители общежительный устав. Насельником скита был Копет, — возможно, Иосиф (Бобрикович) Копоть, избранный в 1632 году епископом Мстиславским и Могилёвским, или кто-то из представителей известного в Галичине рода Перетятковичей-Копетов.
В 1608 году в Манявский скит прибыл из Молдавии иеродиакон преподобный Феодосий (Княгиницкий), принявший монашеский постриг в молдавском монастыре Путна. Есть основания отождествить его с поселившимся в скиту сразу после его создания Дмитрием, племянником Иова. (Скрипник. 1997. С. 61). Иеродиакон Феодосий просил принять его в братию, говоря, что хочет «наипоследнейшим быти в послушании». Однако Иов отказал ему, потому что, по мнению святого, Феодосию следовало находиться в общежительном монастыре и участвовать в храмовом богослужении, тогда как в скиту церкви не было. Скитскую жизнь Иов охарактеризовал следующим образом: «Аз бо зде скотско и простецко живем. У нас же церкви несть, довлеет бо нам и тако. Отходницы бо не ищут церквей, но еже в молчании и плаче очищатися и спасати душу». Впрочем, Иов не отвергал возможность построить храм в скиту и преобразовать обитель в общежительную: «Аще Господь восхощет имети нам церкву зде, в пустыни сей, можем тогда связатися в любовный союз общежительнаго братства»(Iгнатiй з Любартова. 1860. С. 237).
Впоследствии Ляхович построил «на Маркове»(в современном с. Марково Богородчанского района Ивано-Франковской области) небольшую церковь во имя св. Иоанна Предтечи, где молились иноки скита. Иов благословил Феодосия остаться в Галичине. По совету святого Феодосий поселился в расположенном неподалеку Успенском Питричском монастыре (существовал в с. Питрич современного Тысменицкого района Ивано-Франковской области), настоятелем которого был иеромонах Панкратий, один из учеников Иова. По мнению исследователей, в то время Питричский монастырь был объединен с соседним Ильинским монастырем в с. Крылос (в Галицком районе Ивано-Франковской области), обители управлялись одним игуменом (Грабовецький. 2003. С. 270 — 272). В Крылосе (Ст. Галич) располагалась резиденция Львовского епископа Гедеона (Балабана), в 1605 — 1607 годах там работала устроенная епископом Гедеоном православная типография.
Иов время от времени покидал скит и уходил в лесную чащу, где пребывал в молитвах без пищи и сна. Там ему было «некое извещение от благодати Божьей»о построении храма и о создании обители — «нового Ватопеда». Святой предложил жившим при церкви «на Маркове»инокам «далей в пустыню от пути переселитися», для чего выбрал уединенную небольшую гору над Батерсом («место неприступное, за потоками, яко остров некий, идеже ныне монастырь создася») в 2 километрах к югу от скита в Марковой и решил там поставить келью, затем церковь и устроить «чины и строения, яко в Святой горе видех бяше». По просьбе святого местная дворянка Анастасия Балабановна Воляновская построила в 1611 году в этом месте для иноков келью. Узнав о начинаниях старца, к нему из Питричского монастыря прибыл иеродиакон Феодосий (Княгиницкий). Галицкий староста польский магнат Станислав Потоцкий выделил Иову для устройства монастыря земли, после смерти старца грамотой от 12 июня 1629 года Потоцкий утвердил за Манявским скитом все окрестные урочища с полями. Чтобы участвовать в строительстве нового монастыря, в Манявском скиту по совету Иова поселился Петр Ляхович, в обители также трудился его отец Влах, принявший в скиту постриг и в конце 1611 года скончавшийся. После кончины Влаха скиту помогал Федор Ляхович, — очевидно, брат Петра, владелец соляных копей в Галицком повете, упоминаемый в документах того времени.
В конце 1611 года из-за сильных морозов строительные работы были прекращены, весной 1612 года возобновились. Летом 1612 года скитяне, жившие в Марковой, пострадали во время набега татар, разбивших в битве под Сасовым Рогом польские отряды под командованием Стефана Потоцкого и разоривших Подолье и Южную Галичину. В начале августа того же года Иов повелел насельникам перейти в новую обитель, сам же вместе с Феодосием (Княгиницким) направился в Уневский монастырь, чтобы взять у жившего там архиерея благословение на освящение скитского храма. По пути Иов посетил окрестные монастыри: «Угриновский монастырец»(существовал в современном с. Старый Угринов Калушского района), Питричский Успенский монастырь и Ильинский монастырь в Крылосе.
К празднику Успения Пресвятой Богородицы Иов прибыл в Уневский монастырь (из-за военных действий «до самого Унева пеша с боязнью идоша»). Иов предложил насельнику Уневского монастыря иеромонаху Пахомию освятить новопостроенную церковь в Манявском скиту. Храм был освящен 14 сентября 1612 года, как сообщается в Житии Иова, по благословению архимандрита Дерманского монастыря Исайи (Балабана) и жившего в Дерманском монастыре грека Авраамия, епископа Стагонского и Метеорского, который подписал для новопостроенного храма антиминс. Обитель стала называться Великоскитской. Автор Жития Иова подчеркивает факт «обновления»обители на месте более древней (Iгнатiй з Любартова. 1860. С. 241).
Иов, хотя и не имел духовного сана, управлял 2 мон-рями: Угорницким и Великоскитским. Наместником Угорницкой обители он назначил иеродиакона Герасима. В Угорниках в 10-х годах XVII века были построены Воздвиженская церковь в монастыре и храм в «местечку» (очевидно, в местечке Отыния). Ктитор Адам Балабан просил об освящении церквей Стагонского епископа Авраамия. 29 августа 1613 года епископ Авраамий освятил надвратную церковь Вознесения Господня в новом скиту Угорницкого монастыря.
После освящения Манявского скита Иов осенью 1612 года ездил в Киев, где в знак благодарности поклонился мощам преподобных Антония и Феодосия. Затем святой посетил монастыри в Полесье, направился на Афон, но по дороге, в г. Коломыя, заболел и вернулся в Манявский скит. Манявским скитом во время отъездов Иова управлял иеродиакон Феодосий (Княгиницкий). Святой просил Феодосия дать согласие и быть рукоположенным во иерея, но тот отказывался, «величества степени священническаго бояся».
Ради иерейской хиротонии прподобного Феодосия Иов вместе с ним ездил в г. Корец (современная Ровненская область, Украина) к «епископу Павлу Корецкому», греку (по-видимому, к Далматскому епископу Павлу, нашедшему приют при дворе княгини Анны Хоткевичевой Корецкой), которого ранее посещал по пути из Киева во Львов. Тогда святой совершил чудо, о к-ром известно из записок митр. Петра (Могилы). Митрополит Петр рассказал, что княгиня Анна после смерти мужа князя Евфимия Корецкого отошла от Православия. Она побывала у кальвинистов, затем у новокрещенцев, субботников, позднее стала близка к иудаистам, и тогда она послала к «старцу Иезекиилю Скитскому»с просьбой приехать для беседы о вере. Узнав об отступничестве княгини, Иов и братия Манявского скита наложили на себя пост и начали усиленно молиться о ее возвращении в истинную веру. Когда Иов прибыл к Анне Корецкой, ее охватил страх. Вдвоем они начали молиться, при этом из княгини истекал смрадный пот. Иов наставил княгиню Анну в вере, и она вернулась в Православие. По просьбе Иова ко двору княгини вернулся ее бывший духовник епископ Павел, с которым она прежде разорвала общение, однако преподобный Феодосий тогда не был рукоположен во иерея. Согласно запискам митрополита Петра, княгиня Корецкая построила монастыри в Межириче (современная Ровненская область), в Белиловке (современная Житомирская область), в Белогородке (современная Хмельницкая область) и в других местностях.
В записках свт. Петра содержатся сведения о посещении Манявского скита жившим в Уневском монастыре Монемвасийским митрополитом Иоасафом. Митрополит Иоасаф был наслышан о строгой жизни Иова. Приехав в скит, он убедился в подвижничестве святого и благословил его и далее соблюдать строгий пост. Митрополит Иоасаф благословил иеродиакона Феодосия на священство и на игуменство в Манявском скиту.
По сообщению Жития Иова, в Манявскую обитель около 1613 года прибыл представитель Александрийского патриарха Кирилла I Лукариса архидиакон Нектарий, пригласивший Иова побывать у Александрийского патриарха и совершить поездку ко Гробу Господню. Иов с радостью принял приглашение и отправился в путь. По дороге он останавливался в Галиче, в Устье (ныне село Снятынского района Ивано-Франковской области, там существовал Устьевский женский монастырь) посетил почитаемую старицу Домну (очевидно, одно лицо с Домникией, которой в 1606 адресовал послание Иоанн (Вишенский)). Затем Иов направился в Молдавию, но на перевале упал с горы. Старца отвезли к близлежащей церкви Рождества Христова. Оправившись от болезни, Иов при храме устроил монастырь, где поселились иноки Мозырского монастыря (Пинской епархии) Манассия и Георгий, диакон Афиноген.
Вернувшись после длительного отсутствия в Манявский скит, Иов в присутствии братии и ктиторов передал управление монастыремрем иеромонаху Феодосию (Княгиницкому), вручив ему игуменский жезл и книгу свт. Василия Великого (очевидно, монашеский устав). Несмотря на отказ от настоятельства Феодосия, считавшего себя недостойным, Иов настоял на назначении его игуменом скита, после чего святой удалился в «колыбу»в горах для уединенной молитвы. Назначение Феодосия (Княгиницкого) настоятелем Манявского скита утвердили братия обители и ее ктиторы — П. Ляхович и П. Дери-Кишка. Игумен Феодосий занялся обустройством монастыря: появились новые кельи, была расширена трапезная, срыта часть горы для сооружения новых помещений, выкопан пруд, устроена мельница. Около 1615 — 1616 годов, когда преподобный находился в Киеве, игумен Феодосий создал ему «келью добру в пустыни»для «жесточайшего безмолвия». В 1620 — 1621 годах Манявский скит был обнесен стеной с 3 башнями (уничтожены турками в 1676 г.).
Около 1615 — 1616 годов архимандрит Киево-Печерского монастыря Елисей Плетенецкий «посла брата с колесницею»к Иову, чтобы тот прибыл в Киев «потрудиться… ради исправления общаго жития». Оставив вместо себя в качестве «дикея»иеромонаха Манассию, Иов отправился в Киево-Печерский монастырь для утверждения там общежительного устава по образцу афонского. Святой, «советуя, уча, наказуя и моля, яже по св. Василию общежительное благочиние церковное и трапезное блюсти, нищету же и воздержание любити, страсти и самолюбие бегати, старшим повиноватися; а от многих возненавиден бысть»(Iгнатiй з Любартова. 1860. С. 231). Усилия Иова встретили сопротивление части братии Киево-Печерского монастыря.
Во время этой поездки И. также посетил расположенный близ Киева Межигорский в честь Преображения Господня монастырь (в современном с. Новые Петровцы Вышгородского района Киевской области), где получил план новопостроенной Преображенской церкви. По этому плану в Манявском скиту 23 апреля 1619 года началось возведение церкви в честь Воздвижения Креста Господня. Архимандрит Елисей (Плетенецкий) дал на строительство 20 золотых, сделал пожертвование в «неколикох златиц»и межигорский игумен Комментарий. Основные средства на возведение храма поступили от Марии Могилянки, дочери молдавского господаря Иеремии Могилы. Другая дочь Иеремии — Елисавета в 1613 году основала неподалеку от Манявского скита Задаровский женский монастырь прп. Параскевы Сербской. 25 декабря 1619 года в Воздвиженском храме отслужили 1-ю литургию, освящение храма состоялось 14 сентября 1620 года. В том же году обитель получила ставропигию от Константинопольского патриарха Тимсофея II, что впоследствии подтвердил Константинопольский патриарх Кирилл Лукарис.
По благословению Иова вдова Адама Балабана Анастасия Балабановна Воляновская приняла монашеский постриг и переселилась на Волынь, где основала женский монастырь (по-видимому, в г. Дубно). С ней переехали на Волынь многие насельники Угорницкого монастыря, в том числе игумен Герасим, ставший в новооснованной обители духовником. В Угорницком монастыре осталось 3 насельника. В 1618 — 1620 гг. обителью в Угорниках управлял Иов, при нем число братии выросло до 20 человек. Одним из насельников Угорницкого монастыря в эти годы был автор Жития Иова Игнатий из Любартова.
В 1620 г. Иов, почувствовав приближение кончины, вернулся в Манявский скит. Настоятелем Угорницкого монастыря стал иеромонах Манявского скита Манассия, возведенный в сан игумена. По сообщению Жития Иова, святой вскоре перешел «в горы, в первый свой скит»(очевидно, в урочище Блаженный Камень), где была часовня, и там «прожих время немало в ските с велием прилежанием», принимая у себя только своего брата иеромонаха Георгия. 22 декабря 1621 года у Иова началась сильная лихорадка («огница»). В праздник Рождества Христова его посетили иноки и П. Ляхович, которые принесли еду. Узнав, что пища приготовлена специально для него, Иов не захотел ее съесть, сказав: «Кто разрушает обычаи, тот совершает раздор». 27 декабря святой причастился Св. Христовых Таин, братия просила его вернуться в скит, но святой хотел остаться в пустыни и быть здесь погребенным. Однако на следующий день, очевидно получив ночью откровение, Иов изменил решение и попросил игумена Великоскитской обители помочь ему вернуться в монастырь, сказав: «Якоже начах и пред всю жизнь мою труждахся, да и скончуся в общем житии, и положите мя с прочими послушники»(Iгнатiй з Любартова. 1860. С. 249). Святого перевезли на санях и поместили в келье игумена. Братия приходила к Иову, чтобы попрощаться. Среди других святого посетил с просьбой о прощении и молитве «греческий»иеромонах Кирилл из Замостского Братского монастыря Холмской епархии. Возможно, это был ранее переписывавшийся с Иовом иеромонах Кирилл (Транквиллион-Ставровецкий), который в 1621 — 1625 годах был проповедником в ставропигиальном Замостском Братском монастыре. Иов был погребен 31 декабря 1621 года в новой Крестовоздвиженской церкви скита, в притворе с правой стороны.
К конце 20-х годов XVII века Манявский скит состоял из Великого скита со Скитком близ горы Ясенник и Голого скитика в урочище Черевко. К скиту были приписаны Угорницкий, Тлумачский и Коломыйский монастыри, которые, как указывал в грамоте от 12 июля 1629 года Станислав Потоцкий, состояли под «диспозицией»Манявской обители. Устав Манявского скита помимо перечисленных монастырей приняли Залукванский (существовал в современной с. Залуква Галичского района Ивано-Франковской области), Крылосский и Питричский монастыри (Грабовецький. 2003. С. 310), также зависевшие от Манявского скита. Игумен Феодосий (Княгиницкий) на Киевском Соборе в августе 1628 года титуловался как «игумен скитский и Угорник, прот монастырей воеводств Русского, Белзского и Подольского». В 1643 году униатский полемист Тимофей Симонович писал о том, что устав Манявского скита широко принят в Галичине: «В Вильно распространены регулы Леонтия (Карповича), на Подгорье — Иова (Княгиницкого), фундатора здешнего монастыря»(цит. По: Стецик Ю. Духовна формацiя чернецтва Перемишльськоï єпархiï (XVII — XVIII ст.) // Дрогобицький краєзнавчий збiрник. Вип. 11/12. Дрогобич, 2008. С. 139).
В 1659 году Перемышльский и Самборский епископ Антоний (Винницкий) распорядился ввести «устав Скитского Манявского монастыря»в крупнейшей в Галичине Свято-Онуфриевской мужской обители в с. Лавров Старосамборского повета. После принятия монастырями Галичины унии устав в них стал менее строгим. Игумен Феодосий скончался 24 сентября 1629 года, при жизни назначив себе преемника. Игумен был погребен в притворе Крестовоздвиженской церкви, рядом с Иовом. На надгробной мраморной плите скитоначальников Манявской обители были высечены их изображения (плиту описал И. Н. Вагилевич: Wagilewicz. 1848. S. 12). В надгробной надписи Иов назван «блаженным отцом», «первоначальником святыя обители Скитския». В 1631 году по заказу скита в Вене была изготовлена еще одна надгробная плита — из черного мрамора с золотым крестом.
Иов является автором 2 посланий, посвященных критике книги Кирилла (Транквиллиона-Ставровецкого) «Зерцало богословия» (Почаев, 1618). Пространное послание с подробным разбором сочинения, присланного автором Иову в виде краткого извлечения — «исповедания веры», было отправлено святым Кириллу 23 августа 1619 года (Исаевич датировал письмо Иова 1614 г. (Исаевич. Преемники книгопечатника. 1981. С. 83)). Несмотря на то что это предположение не может считаться вполне доказанным, в литературе на основе этой гипотезы было высказано мнение о том, что книга «Зерцало богословия» была закончена в 1614 и под влиянием рецензии Иова подвергалась переработке (Маслов С. И. Кирилл (Транквиллион-Ставровецкий) и его литературная деятельность. К., 1984. С. 72 — 74).) Краткое послание Иова с осуждением «Зерцала богословия» — «Поздравление братиям иноком, которим чинил в скыти у старцы Иезекииля за селом Марковым, в пустыни мешкаючим, року 1617 месяца ноембрия 29» (ЛНБ. ОР. Ф. 5 (Оссолинских). № 827. Л. 167 — 171) было адресовано всем монашествующим в Галичине (Шустова Ю. С.Документы Львовского Успенского ставропигийского братства. М., 2009. С. 460), оно датируется 29 ноября 1617 года.
В послании к Кириллу (Транквиллиону-Ставровецкому) Иов подверг критике его сочинение, увидев в нем влияние католицизма и значительные недоработки. По мнению преподобного, многие догматы изложены иеромонахом Кириллом упрощенно, бегло, местами неясно. Иов критикует утверждение Кирилла о том, что было 2 исхождения Св. Духа: «едино — предвечно исхождение на ангельские чины, да тех просветит умы», второе — «под леты по одолению Синовнем на апостолы всесовершеннаго Божества сила ипостасная». Ссылаясь на Слово свт. Григория Богослова на Пятидесятницу, Иов писал, что в отношении указанных Кириллом явлений необходимо говорить о действиях Св. Духа, исхождением же можно назвать только «первое предвечное от Отца Самого». Иов критикует Кирилла за то, что он не подчеркнул исхождение Св. Духа только от Бога Отца и не подверг критике католическое учение о Filioque. Иов справедливо расценил как «латинское»утверждение Кирилла о пресуществлении «хлеба видимого»в истинное Тело и Кровь Христа: «Латинская вера оплатку в Тело и в Кровь применяет, сего же ради чашу, сиречь Кровь, народови отняли, тако их живота вечнаго чуждым творят».
Иов обвинил автора «исповедания веры» в том, что тот не критиковал в своей книге «латину и иные еретики к пересторозе православных», обошел вниманием различия между Православием и католицизмом. По мнению Иова, автор богословского сочинения должен четко обозначить различия в исповедании веры между православными, с одной стороны, и последователями иных исповеданий — с другой. Отсутствие таких сведений, по мнению Иова, свидетельствует о симпатии Кирилла к католицизму: «Се же латина умеет: и греческую веру, и свою латинскую похваляет, а под сею покровкою свою — на гору, а нашу — на низ. Мы же нашу точию славим, а латинскую ганим и обличаем в духу кротости и чистоты языка, не якоже еретицы досаждающе». Представление иеромонаха Кирилла о загробной участи святых Иов также расценил как «ляховское увельбление»(польск. заблуждение). Кирилл утверждал, что после Страшного Суда души святых из горнего Иерусалима приимут венцы Царства Небесного, при этом «до тел не придут и оных не приемлют»; Иов же отстаивал православную точку зрения в этом вопросе: «с телесы и в теле приявши нетления совершенство в Царстве Небесном восприяти святым». Исповедание Кириллом Пресвятой Богородицы «по смерти живой»Иов расценил как неточное и предложил дополнить утверждением, что православные исповедуют Богородицу «с телом нетленным и в Царствии Небесном выше всех сил и чинов ангел… почтенну». Иов просил Кирилла не печатать «исповедание веры, на хартии мне посланное… дондеже не исследуется учеными и учтшими писания книг отеческих». Преподобный призвал писателя брать пример с тех отцов и учителей Церкви, которые, прежде чем приступить к труду учительства, «впръвых пожиша в пустынях и во скитех, в безмолвии искушающеся и просвещаюшеся; сии же бяху Василий, Григорий, Иоанн Златоустый и прочии».
Кирилл (Транквиллион-Ставровецкий) резко отрицательно воспринял критику своего произведения, о чем свидетельствует приписка составителя рукописи, в которой сохранилось письмо Иова: «ответ на тот лист, иже был полный ярости и гнева, для того ту его не клал». Полемика продолжилась: вслед за Иовом с увещевательным письмом к Кириллу в июле 1625 года обратился игумен Феодосий (Княгиницкий). Последний упрекал Кирилла, а вместе с ним, по-видимому, и представителей братского движения в том, что на словах те призывают к утверждению благочестия, «но делом сие показати»не могут. Истинные дела благочестия, по мнению игумена Феодосия, заключаются «в безмолвии и воздержании, умилении, плаче и молитве, паче же смиренномудрии себе внимати… и ждати, аще Бог повелит… тогда проповедь наша небездельна будет». Игумен Феодосий приглашал Кирилла посетить Манявский скит, чтобы быть «многих сопостник»(Письмо… к иеромонаху Кириллу Транквиллиону. 1883. С. 234).
Иов вел переписку с Иоанном (Вишенским). Письма святого не сохранились; известно послание Иоанна около 1610 года в ответ на письмо Иова. Позиции иноков были близки: оба считали необходимым противодействовать латинскому прозелитизму и проповеди других конфессий, высоко ставили значение отшельнического подвига для любого церковного деятеля.
Вероятно участие Иова в создании текстов, написанных Феодосием (Княгиницким): «Завет духовный» и «Регула» для Скитка — отшельнической обители с храмом во имя Пресвятой Богородицы и с приделом во имя прп. Онуфрия Великого, основанной Иовом в лесу, на берегу Батерса. В обоих произведениях изложены правила монашеской жизни, установленные Иовом в основанных им монастырях. Иова также считают вероятным составителем «Угорницкого кодекса», или «Угорницкого сборника», содержащего список Ипатьевской летописи; рукопись была создана в основанном Иовом Угорницком Михайловском монастыре (Книш Я. Фрагменти невiдомого списку Iпатiïвського лiтопису // Галичина та Волинь у добу середньовiччя. Львiв, 2001. С. 101).
Некоторые исследователи полагают, что Иов способствовал распространению в Галичине балканской традиции церковного пения, копировал певческие рукописи. По мнению О. Цалай-Якименко, Иов и игумен Феодосий переписали по крайней мере 2 певческие рукописи (Цалай-Якименко О. Перекладна пiвча лiтература XVI — XVII ст. в Украïнi та ïï музично-вiршова форма // ЗНТШ. 1993. Т. 226: Працi Музикознавчоï комiсiï. С. 11 — 40). Болгарская исследовательница Е. Тончева считает Манявский скит одной из первых школ болгарского распева, испытавшей значительное влияние афонской певческой традиции. По мнению Ю. Ясиновского, заимствование скитом болгарских и афонских музыкальных образцов обусловлено тем обстоятельством, что Манявский скит не принял местную певческую традицию вследствие ее зависимости от латинской музыкальной культуры (Иоанн (Вишенский) требовал «изгнать латинский смрад песен из церкви», славить Бога «простою нашею песнею»). Упоминание о том, что Иов любил «болгарское улейное пение», содержится в его Житии (Iгнатiй з Любартова. 1860. С. 248).
Настоятель Киево-Печерского монастыря архимандрит Захария (Копыстенский) в сочинении «Палинодия», создававшемся в 1617 — 1623 годах, упомянул о знакомстве с Иовом и сообщил о его кончине: «В России нашей року 1621 месяца… дня… (точная дата не обозначена. — Авт.) преставился пустынножитель, в Галицкой пущи, в ските над речкою, Бартершова прозиваемою. Был то муж преподобный, в великой схисме(так! — Авт.) нареченный Иов, в малой Иезекииль, в крещении Иоанн, который в Святой горе Афонской многии лета в трудах и подвигах иноческих честно прошедши, в отчизный край изволением Божиим завитавши, на предреченном местцу скит заложил и многии в нем любоподвижныи свои чада, наследники святых оных первых пустинножителей-отшельников зоставил»(РИБ. Т. 4. Кн. 1. Стб. 856). Вскоре после кончины Иова Игнатий из Любартова написал Житие преподобного.
О почитании Иова и Феодосия (Княгиницкого) в Манявском скиту на рубеже XVII и XVIII веков свидетельствует миниатюра с образами преподобных в Ирмологии 1684 года из Манявского скита. В подписи подвижники названы «преподобные Иов и Феодосий Скитские»(Яра. 2005. С. 133). На одном из образов иконостаса Крестовоздвиженской церкви Манявского скита имеется надпись 1705 года: «За молитвами преподобных отцов блаженных старцев Иова и Феодосия, первых монахов скитских, великим старанием отца Савватия сей святой иконостасный алтарь закончили и поставили року Божего 1705, 5 мая»(НМ(Л)). Предания об основателе Манявского скита и о его сподвижнике и преемнике преподобном Феодосии, бытовавшие в близлежащих селениях, записал Вагилевич в середине XIX века.
В 1785 году Манявский скит, последняя православная обитель в Галичине, по распоряжению австрийских властей был закрыт, Крестовоздвиженская церковь, где почивали мощи Иова и игумена Феодосия, разрушена, ее иконостас перенесли в церковь в с. Богородчаны, с 1923 года он хранится в Национальном музее во Львове. Надгробная плита Иова и игумена Феодосия из серого мрамора была перенесена в приходскую, к тому времени униатскую церковь ближайшего с. Маркова. Там она находилась в алтаре, заменяя жертвенник. Плиту из черного мрамора местные жители закопали рядом с приходской церковью с. Маркова. Сильно поврежденная плита была обнаружена в 90-х гг. XX века (Крайнiй I. Полковник Степан — архiдиякону Степану: Ректор юридичного ВНЗ Степан Сворак допомагає вiдроджувати Манявський скит // Украïна молода: Газ. 2008. 28 янв.). После открытия в 1980 году историко-архитектурного музея «Манявский скит» портреты и надгробная плита первых настоятелей скита стали частью музейной экспозиции. В 1981 году Тысменицкая киностудия создала фильм «Гомiн вiкiв» («Разговор веков»), посвященный Иову как общественному деятелю и просветителю, церковные сюжеты в фильме почти не затронуты.
Как установил в 1977 году В. В. Грабовецкий, останки Иова и преподобного Феодосия сохранились в одной из подземных ниш среди фундаментов разрушенного Крестовоздвиженского храма. В начале 90-х гг. XX века место захоронения подвижников было отмечено крестом. В 1998 году в постройках Манявского скита был создан монастырь в юрисдикции раскольнического Киевского патриархата, тогда же на монастырской стене была установлена мемориальная доска в честь Иова. В 2001 — 2002 годах на месте древнего Крестовоздвиженского храма был восстановлен деревянный собор, над местом захоронения Иова и игумена Феодосия устроили придел, над могилой святых установили раку, в 2006 году рядом с ракой была воссоздана надгробная мраморная плита.
8 марта 1994 года по прошению архиепископа Ивано-Франковского и Коломыйского Николая (Гроха), духовенства и верующих Священный Синод Украинской Православной Церкви причислил Иова и Феодосия (Княгиницких) к лику местночтимых святых Ивано-Франковской епархии. Торжество прославления состоялось 14 марта. Имя Иова вошло в Собор Галицких святых, местное празднование которому в пределах Львовской епархии было учреждено Синодом Украинской Православной Церкви 3 апреля 2001 года. Святой изображен на иконе «Собор Галицких святых». Иов был «канонизирован» раскольническими украинскими группами: УАПЦ (1993 — 1994) и Киевским патриархатом (2004).
Единственной сохранившейся реликвией, по преданию связанной с Иовом, является позолоченный игуменский жезл, который был передан в 1785 году из упраздненного Манявского скита в румынынский монастырь Сучевица.
Соч.: Письмо… к иеромонаху Кириллу Транквиллиону… от 23 авг. 1619 г. // Голубев С. Т. Киевский митр. Петр (Могила) и его сподвижники. К., 1883. Т. 1. Прил. С. 218 — 234.
Ист.: Iгнатiй з Любартова. Житiе и жизнь преподобного отца нашего Iова, и о сконьчанiи его, и о составленiи святая обители Скитския, вкратце списано // Зоря Галицкая яко альбум на год 1860. Львiв, 1860. С. 225 — 230; Завет духовный в иеросхимонасех Феодосия, игумена бывшаго обители св. Скитской // Акты, относящиеся к истории Южно-Западной Руси / Изд.: А. С. Петрушевич. Львов, 1868. С. 56 — 92; Регула, или Устав, паче же правило постническаго иноческаго живота на Скитку храму Пречистыя Богородицы, идеже есть и придел преподобнаго отца нашего Онуфрия Великаго // Там же. С. 92 — 96; Петрушевич А. С. Сводная галицко-русская летопись с 1600 по 1700 г. Львов, 1874. С. 17 — 18, 44; Сказания Петра (Могилы) о чудесных и замечательных явлениях в Церкви православной (Южнорусской, Молдово-Валахийской и Греческой) // АрхЮЗР. Ч. 1. Т. 7. С. 65 — 68; Manjava Skete: Ukrainian Monastic Writings of the 17th Cent. / Transl., introd. S. Senyk. Kalamazoo (Mich.), 2001 [пер. на англ. яз. Жития И., «Завета духовного» и «Регулы»]; Sottomessi all’Evangelo: Vita di Iov di Manjava, Testamento di Teodosio, Regola dello Skytyk / Introd., trad. e note: S. Senyk. Magnano, 2001 [пер. на итал. яз. Жития И., «Завета духовного» и «Регулы»]; Isihasm viaţă monahală la Schitul Mare Maniava din Pocuţia in secolul XVII. Viaţă Cuviosului Iov. Testamentul lui Teodosie. Regula Schitetului / Studiu introdutive prof. S. Senyk; prezentare şi traducere diac. Ion Ica. Sibiu, 2004 [пер. с румын. яз. Жития И., «Завета духовного» и «Регулы»]; Житiє та життя прп. отця нашого Iова, та про укладення святоï обителi Скитськоï, по преставленнi його, коротко записано / Переклад: мон. Iраклiя (Криворучка) // Печерський благовiсник. 2007. № 1(7). С. 59 — 65; № 2(8). С. 51 — 56 [пер. на укр. яз. Жития И.].
Лит.: Wagilewicz J. D. Monastyr Skit w Maniawie. Lwów, 1848; Петрушевич А. С. Православный монастырь-скит в Маняве Галицкой // Вестн. Западной Руси, 1865-1866 гг. Вильна, 1865. Кн. 4. Отд. 2. С. 1 — 10; Хойнацкий А. Ф. Прп. Иов, игумен почаевский, и схимонах Иов (Княжницкий) // Волынские ЕВ. 1879. № 13. Ч. неофиц. С. 490 — 499; Титов Ф., прот. Иов (Иоанн) Княгиницкий // ПБЭ. 1906. Т. 7. Стб. 220 — 221; Драган М. Скиту Манявського розвиток i занепад // Скит Манявський i Богородчанський iконостас. Жовква, 1926. С. 1 — 12; Скрипник I. Р. Скит Манявський: Iсторико-архiтектурний музей: Путiвник. Iвано-Франкiвськ, 1989; он же. Скит Манявський у свiтлi замовчуваних фактiв // Iсторiя релiгiй в Украïнi. Львiв, 1995. Т. 5. С. 432-435; он же. Нариси iсторiï скиту Манявського. Богородчани, 1996 2; он же. Легенда про гетьмана: Iван Виговський: Вiд Конотопа до скиту Манявського. Iвано-Франкiвськ, 1997; Мицько I. З. Острозька слов’яно-греко-латинська академiя. К., 1990; Senyk S. L’hésychasme dans le monachisme ukrainien // Irénikon. 1989. Vol. 62. N 2. P. 172 — 212; idem. L’esicasmo nel mondo ucraino prima di Paisij Velichkovskij: Le testimonianze della letteratura monastica // Amore del bello: Studi sulla Filocalia. Magnano, 1991. P. 279 — 288; Хавлюк М. Угорницький монастир. Коломия, 1996; Лагодич М.Преподобний та богоносний отець наш Iов Манявський // Православна Галичина. Львiв, 2001. № 2(7). С. 25 — 27; Грабовецький В. В. Iлюстрованa iсторiя Прикапаття. Iвано-Франкiвськ, 2003 2. Т. 2: 2-а пол. XVII — XVIII ст.; Сушинський Б. Слово про Скит Манявський. Львiв, 2004; Бабiй В. Житiє Iова Княгиницького. Iвано-Франкiвськ, 2005; Яра М. Школа церковного спiву в Манявському скитi // Краєзнавство. 2005. № 1/4. С. 132 — 134; Миронюк I., Фiглевський М. Скит Манявський. Iвано-Франкiвськ, 2008; Украïнський Афон: Манявський Хресто-Воздвиженський монастир. Iвано-Франкiвськ, 2008.
В нижней части надвратной башни-колокольни Манявского мон-ря в нишах по обе стороны входа сохранились ростовые изображения преподобных Иова и Феодосия (Княгиницкого) в монашеских рясах. А. Копистенський датировал росписи 1-й половиной XVII века. Образ Иова находится по левую сторону врат, в середине XIX века над ним была различима надпись: «Блаженный отец наш Иов схимонах»(Wagilewicz. 1848. S. 4). Сохранились сведения, что в середине XIX века на стене монастырской «скарбницы»(сокровищницы) существовало еще одно изображение преподобных Иова и Феодосия, с надписью о том, что «сии два обитель на Батерсе создали»(Ibid. S. 6).
После прославления преподобных Иова и Феодосия в 1994 году создавались иконы Иова, образцом для которых послужила роспись башни-колокольни Манявского монастыря. Как правило, Иов представлен по пояс, в схиме, правой рукой благословляет, в левой держит посох. У него правильные черты лица и окладистая седая борода. На заднем плане — условные изображения горок. Одна из икон находится на раке Иова в Крестовоздвиженской церкви Манявского монастыя. Образ Иова также введен в композицию иконы «Собор Галицких святых». В Манявском монастыре помещена памятная доска с изображением Иова
Лит.: Wagilewicz J. Monastyr Skit w Maniawie. Lwów, 1848; Копистенський А. Скит Манявський. Перемишль, 1927.
Материал взят из «Православной энциклопедии». Т. 25. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2011. С. 280 — 287