Москва: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2011. Т. 27. С. 32 — 35
(Борискович; † 30.12. 1643, Межигорский Преображенский монастырь (находился близ современного с. Новые Петровцы Киевской области, Украина)), епископ Луцкий и Острожский Западнорусской митрополиии (1621 — 1633). О ранних этапах биографии Исаакия сохранилось его свидетельство в письме патриарху Московскому и всея Руси Филарету от 22 августа 1622 года. Исаакий писал, что в течение 7 лет он был учеником Александрийского патриарха Мелетия I Пигаса (занимал кафедру в 1590 — 1601, в 1597 — 1598 также являлся местоблюстителем Константинопольского престола) и был рукоположен последним во диакона. В 1600 году из Александрии Исаакий совершил путешествия в Иерусалим, где встречался с патриархом СофрониемV, и в Антиохию, где был принят патриархом Иоакимом VI,присутствовал при кончине патриарха Мелетия в сентябре 1601 года. Исаакий был рукоположен во иерея ближайшим учеником и преемником Мелетия на Александрийской кафедре Кириллом I Лукарисом. Исаакий также писал патриарху Филарету о том, что провел 15 лет на Афоне.
Исследователи отождествляют Исаакия с Исаакием, степанским архимандритом, принявшим участие в Брестском православном Соборе 1596 года (Брестская уния). Такое отождествление представляется обоснованным, поскольку известно о более поздних тесных связях Исаакия со Степанским Михаило-Архангельским монастырем (существовал в окрестностях пос. Степань Ровненской области, Украина). Возможно, Исаакий вернулся в Речь Посполиту в 1594 году, когда Мелетий Пигас отправил туда со своим посланием Кирилла Лукариса. Степанский мон-рь принадлежал к числу обителей, находившихся под патронатом князя Константина Константиновича Острожского и предназначенных для проживания в них православных восточных иерархов, приезжавших по приглашению князя из Османской империи и других стран. Настоятелем Степанского монастыря Исаакий являлся до 1599 года, так как 30 сентября 1599 года по распоряжению князя Острожского обитель была передана прибывшему в его владения в 1596 году и оставшемуся на Волыни Белградскому митрополиту Луке Сербину.
В 1599 году Исаакий как игумен Дубенского Преображенского монастыря (существовал в г. Дубно, современная Ровненской область) и представитель князя Острожского принял участие в съезде православных и протестантов в Вильно, на котором рассматривался вопрос о совместной борьбе против католического прозелитизма (Kempa T. Wobec Kontrreformacji: Protestanci i prawosławni w obronie swobód wyznaniowych w Rzeczypospolitej w końcu XVI i w 1-j poł. XVII w. Toruń, 2007. S. 158).
Когда кн. Константин Константинович по совету Мелетия Пигаса и Кирилла Лукариса решил превратить Дерманский Троицкий мужской монастырь в с. Дермань (современная Ровненская область) в центр духовного образования (монахи должны были, в частности, учиться там греческому и латинскому языкам под руководством клириков Восточной Церкви), он поставил 5 июля 1602 года во главе этой обители Исаакия. Для установления в монастыре общежительного устава Исаакий прибег к помощи ранее подвизавшегося на Афоне преподобного Иова (Княгиницкого) (об этом сообщается в Житии прп. Иова, где Исаакий назван святогорцем).
В годы настоятельства Исаакия в Дерманском монастыре был выполнен ряд переводов с греческого, в том числе перевод на просту мову сочинения Филадельфийского митрополита Гавриила Севера «Синтагматион о семи святых таинствах», осуществленный острожским иеродиаконом Киприаном. Трудами Исаакия в Дерманском монастыре была устроена типография, в которой напечатаны «Лямент дому княжат Острожских» (после 2 декабря 1603 года), Октоих (апреляь 1603 — сентябрь 1604) и послание Мелетия Пигаса к униатскому митрополиту Ипатию Потею (6 февраля 1605 года). В Октоихе Исаакий назван протосинкеллом Александрийского патриарха. Экземпляр Октоиха Исаакий пожертвовал 15 февраля 1605 года Львовскому братству, сделав вкладную запись на церковнославянском и греческом языках (ЛИМ. № 28; Свенцицкий И. С. Опись музея Ставропигийского института во Львове. Львов, 1908. С. 50 — 54). Исаакий подписался в книге как игумен Дерманского монастыря, это последнее упоминание его в такой должности. Вероятно, около 1605 года он вместе с преподобным Иовом (Княгиницким) покинул Дерманский монастырь, тогда же из Дермани в Острог была переведена типография. 13 февраля 1608 года князь Острожский назначил настоятелем обители архимандрита Исайю (Балабана).
В 1614 году Исаакий находился на Афоне, написанное в этом году послание он подписал как «бывший проигумен дерманский». В 1617 году он жил на Волыни, являлся настоятелем расположенного на острове на р. Стырь Чернчицкого Преображенского монастыря (бывшее с. Чернчицы, ныне окраина Луцка, Украина) и как настоятель этой обители вступил в созданное в 1617 году Луцкое Крестовоздвиженское братство. В 1617 — 1618 годах упоминается чернчицкий игумен Герасим (Микулич), с начала 1620 года в документах Исаакий вновь фигурирует как настоятель Чернчицкого монастыря. Когда в марте 1620 года в Киев приехал Иерусалимский патриарх Феофан IV,Исаакий от Луцкого братства обратился с просьбой благословить освящение строившейся братством церкви Воздвижения Креста Господня. Патриарх не только дал благословение, но и сделал храм и братство ставропигиальными.
11 января 1621 года в Белой Церкви Исаакий был хиротонисан патриархом Феофаном во епископа Луцкого и Острожского. Сведений об архипастырской деятельности Исаакия не сохранилось. По-видимому, в начале 20-х годов XVII века существовал план образования из юго-западных приходов и монастырей православной Луцкой епархии Острожской и Дубенской епископии: в 1623 — 1624 гг. настоятель Преображенского монастыря в Дубно Мукачевский епископ Сергий (Тисмянский) имел титул «прономий епископии Острожской и Дубенской»(см.: Пероговский В., свящ. Бывшие православные монастыри в г. Дубне, основанные князьями Острожскими // Волынские ЕВ. 1880. № 28/29. С. 1284; ранее, в 1609 — 1610, епископ Сергий жил в Степанском монастыре). Вероятно, этот план не был реализован из-за смерти епископа Сергия в 1624 году, тогда, по словам Исаакия, началось «утеснение великое»православных со стороны униатского Луцкого епископа Иеремии Почаповского и Исаакий был вынужден искать убежище в Киеве. Ранее в письме Московскому патриарху Филарету, написанном 22 августа 1622 года в Киевском Златоверхом во имя архангела Михаила монастыре, Исаакий жаловался на усиление гонений против православных в Речи Посполитой и просил патриарха принять и «пожаловать»его в русской столице.
В августе 1624 года Киевский митрополит Иов (Борецкий) направил Исаакия в Москву с важной миссией. Вместе с «протосинкеллом Памвой»(вероятно, заведовавший киево-печерской типографией иеромонах Памва (Берында), к-рый с 1620 года имел титул «протосинкелл Иерусалимского патриаршего трона») Луцкий епископ должен был просить о помощи для западнорусского православного духовенства и выступивших против властей Речи Посполитой казаков, в крайнем случае об убежище в России для православных епископов и войска Запорожского. В августе Исаакий приехал в Путивль, но лишь в октябре он смог поехать в Москву, 4 января 1625 года его принял царь.
Приему предшествовала тайная беседа архиерея с дьяком И. Грамотиным, во время которой Исаакий изложил свое поручение. Царю он поднес принесенный с Афона крест со св. мощами и часть мощей великомученицы. 10 февраля его принял патриарх Филарет, которому Исаакий поднес греческую книгу «Фикарис» — сборник житий святых отцов. Во время беседы с князем И. Б. Черкасским и дьяком Грамотиным 14 января 1625 года Исаакий заверял, «что у них та мысль крепка, что они все государьской милости ради и под государевою рукою быти хотят». Однако после беседы русские политики пришли к выводу, что на Украине почва для таких перемен не подготовлена и Россия не может начать войну. За время пребывания в Москве Исаакий неоднократно получал «жалованье»от царя и патриарха. По его просьбе ему были выданы книги для монастыря (по-видимому, Степанского): напрестольное Евангелие, Апостол, Октоих, Триоди Цветная и Постная, Служебник. По мнению И. Мыцко, при содействии Исаакия в Москву переселился бывший настоятель Дерманского монастыря игумен Рафаил (Жиморский).
11 марта 1627 года Исаакий как епископ Луцкий и Острожский, строитель Степанского монастыря, фигурирует в документе о закреплении за ним в собственность всего движимого и недвижимого имущества обители, инвентарная опись которого была утверждена владельцем местечка Степань князем А. Золотолинским. Степанский монастырь, вероятно, был резиденцией Исаакия на Волыни. В 1628 году Исаакий присутствовал на собрании епископов, прошедшем в имении Киево-Печерского монастыря с. Гродек (ныне Городок Ровненской области), на котором разбиралась составленная архиепископом Мелетием (Смотрицким) записка о догматических различиях между Православной и католической Церквами, участвовал в Соборе в Киеве, где была осуждена написанная Мелетием «Apologia peregrinatiey do kraiów wschodnych» («Апология путешествия на Восток»). На Киевском Соборе 1629 года, где должен был рассматриваться вопрос о проведении общего с униатами Собора, Исаакий не был, но прислал в Киев письма, в которых предлагал не предпринимать никаких шагов без санкции сейма и Константинопольского патриарха. В сообщении об этих письмах Исаакий назван патриаршим экзархом.
Незадолго до смерти митрополит Иов (Борецкий; † 2 марта 1631) написал завещание, в котором назначил своими душеприказчиками архимандрита Киево-Печерского монастыря св. Петра Могилу и Исаакия. Как сообщил позднее в Москву брат митрополита Иова Андрей, Исаакий вместе с монахами Михайловского Златоверхого монастыря завладел имуществом покойного. Вскоре после смерти митрополита Иова его брат Порфирий был посажен в тюрьму, другой брат — Андрей утратил свое имущество. У Андрея хранились важные документы — грамоты восточных патриархов, призывавших войско Запорожское перейти под власть царя. Исаакий забрал грамоты и отдал Петру (Могиле), так что к казакам они не попали.
Исаакий с Киевским митрополитом Исаией (Копинским) и титулярным Смоленским епископом Авраамием Греком (бывший епископ Стагонский и Метеорский) утвердили соглашения между архимандритом Петром (Могилой) и Киевским братством об объединении Могилянской и братской Богоявленской школ: 30 декабря 1631 года был подписан акт об условиях объединения, 5 января 1632 года — соглашение о процессе объединения. В августе 1632 года Исаакий и митрополит Исаия (Копинский) присутствовали на раде запорожских казаков в Черняховской Дубраве.
Как и другие поставленные Иерусалимским патриархом Феофаном западнорусские епископы, Исаакий утратил кафедру после заключения в ноябре 1632 года соглашений о легализации православных в Речи Посполитой. По-видимому, Исаакий жил в Киево-Печерском монастыре, в марте 1633 года он имел титул «епископ Луцкий и Острожский, на тот час строитель и наместник монастыря Печерского»(ПВКДА. Т. 2. С. 3).
Как представитель киевского духовенства Исаакий 30 декабря 1633 года подписался под актом избрания Филофея (Кизаревича) игуменом киевского Пустынно-Николаевского монастыря. 3 декабря 1632 года бывший Луцкий епископ участвовал в избрании Петра (Могилы) на Киевскую митрополичью кафедру, 28 апреля 1633 года — в поставлении митрополита, совершенном во Львове. 20 марта 1633 года Исаакий вместе с Петром (Могилой) заверил «акт элекции»(избрания) православного Перемышльского и Самборского епископа Сильвестра (Гулевича), поддержанного православной шляхтой Перемышльской земли (Довбищенко М. В. Волинська шляхта у релiгiйних рухах. К., 2008. С. 169). Исаакий принимал участие в Киевском Соборе 1640 года. На заседании 11 сентября он обсуждал вместе с Петром (Могилой) вопрос, где находятся души праведных: в земном раю (как думал Исаакий) или на небе (как считал митрополит), после долгого спора решили узнать мнение Константинопольского патриарха. В конце жизни Исаакий находился в Межигорском в честь Преображения Господня монастре под Вышгородом, где и скончался.
Пидгайко В. Г.
И. Мыцко и Я. Исаевич атрибутируют Исаакию анонимные записки о паломничестве на Святую Землю «Се же путешествие (до) святого града Иерусалима, и Гроба Господня, и всех предел иерусалимских, и обоих пол Иордана и Помория». Автор посвятил свой труд Львовскому епископу Гедеону (Балабану), назвав его «милостивым господином»и «экзархом святейшаго престола». Сочинение, по-видимому, было написано между 1600 годом, когда Исаакий находился на Святой Земле, и 1607 годом, когда умер епископ Гедеон. Сочинение начинается с описания иерусалимских святынь, затем следуют краткие повествования о р. Иордан, Вифлееме, лавре св. Саввы Освященного, Мамврийском дубе и об Эммаусе. Автор ничего не сообщает о себе и своих спутниках.
П. Кралюк высказал мнение, что Исаакий был причастен к составлению сборника «Советование о благочестии». В его состав вошли документы, связанные с состоявшимся в 1621 году по благословению Киевского митрополита Иова (Борецкого) при вероятном участии Исаакия Собором православного духовенства и дворянства Волынского воеводства. Составителями сборника могли быть члены Луцкого Крестовоздвиженского православного братства, в архиве которого документ был обнаружен. Многие соборные рекомендации носят следы влияния сочинений Иоанна (Вишенского), с которым, как и с Иовом (Княгиницким), Исаакий поддерживал контакты. Одно из постановлений Собора предписывает пригласить с Афона в Западнорусскую митрополию «преподобных мужей россов, межи иными блаженных Киприяна и Иоанна пореклом Вишенского, и прочих тамо обретающихся, в житии и богословии цвитущих»(Советование о благочестии. 1845. Т. 1. С. 224, 247 — 248). Возможно, это постановление связано с Исаакием, долго жившим на Афоне и знавшим местных русских насельников.
Соч.: Письмо патриарху Филарету // Кулиш П. А. Материалы для истории воссоединения Руси. М., 1877. Т. 1. С. 132 — 134; Се же путешествие (до) святого града Иерусалима, и Гроба Господня, и всех предел иерусалимских, и обоих пол Иордана и Помория // Лит. сборник, издаваемый Галицко-русской матицей. Львов, 1871. С. 99 — 125.
Арх.: РГАДА. Ф. 52 (Сношения с Грецией). № 10, 1624 г.; Ф. 124 (Малороссийские дела). № 1, 1625 г.; ЦГИАК. Ф. 25. Оп. 1. Д. 50. Л. 434-436; Ф. 223. Оп. 1. Д. 688. Л. 10 об.
Ист.: Рус. ист. сб. ОИДР. М., 1839. С. 247; Советование о благочестии // ПВКДА. 1845. Т. 1. № 32. С. 224 — 251; Т. 2. № 5, 7; Т. 4. Отд. 1. С. 34 — 39; ПСРЛ. 2003. Т. 40. С. 157; АЗР. Т. 4. № 231; Т. 5. № 12; АрхЮЗР. 1872. Ч. 1. Т. 5. № 1; Зоря Галицкая яко альбум на год 1860. Львов, 1860. С. 228; РИБ. Т. 3. Кн. 3. Стб. 25, 31; Т. 4. Стб. 634-635; Голубев С. Т. Киевский митр. Петр (Могила) и его сподвижники. К., 1883. Прил. С. 314, 315, 334, 396; Грушевський М. С. Iсторiя Украïни-Руси. К.; Львiв, 1909. Т. 7. С. 523 — 524; Жукович П. Н. Материалы для истории Киевского и Львовского Соборов 1629 г. СПб., 1910. С. 13; Bronewski M. Ekthesis abo krótkie zebranie spraw, które się działy na partykularnym, to jest pomiastnym, Synodzie w Brześciu Litewskim. Wrócław, 1955. S. 68; Заборовский Л. В., Захарьина Н. С. Из документов по истории русско-украинских взаимоотношений начала 30-х гг. XVII в. // Славяне и их соседи. М., 1999. Вып. 7. С. 166 — 168.
Лит.: Максимович М. В. Воспоминание о еп. Исаакии (Борисковиче) // Киевские ЕВ. 1865. № 4. Отд. 2. С. 146 — 149; Голубев С. Т. История КДА. К., 1886. Вып. 1. С. 71; Chodynicki K. Boryskowicz Izaak // Polski słownik biograficzny. Kraków, 1937. T. 2. S. 358 — 359; Исаевич Я. Д. Новые материалы об укр. и белорус. печатниках 1-й пол. XVII в. // Книга: Исслед. и мат-лы. М., 1977. Сб. 34. С. 149 — 154; Мыцко И. З. Дерманский культурно-просветительный центр и его участие в идеологической борьбе на Украине (70-е гг. XVI в. — 30-е гг. XVII в.) // Федоровские чт., 1978. М., 1981. С. 50; он же (Мицько). Острозька слов’яно-греко-латинська академiя. К., 1990. С. 84, 96; Кралюк П. М. Луцьке Хрестовоздвиженське братство. Луцьк, 1996. С. 25 — 28, 43 — 44; он же. «Совiтованiє о благочестiи»: контекст, iдеï, автор // Фiлологiчнi студiï. Луцьк, 1997. Вип. 2. С. 81 — 87; Ясiновський А. Ю. «Синтагматiон про сiм святих тайн» Гавриïла Севера в контекстi грецько-украïнських культурних та релiгiйно-полiтичних зв’язкiв кiнця XVI — початку XVII ст.: АКД. Львiв, 2003.
Материал взят из «Православной энциклопедии». Москва: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2011. Т. 27. С. 32 — 35