Москва: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2008. Т. 18. С. 412 — 413
Данная статья дополнена редакцией сайта иллюстрациями, сокращения для облегчения чтения раскрыты
(Плетенецкий Александр Фомич, в схиме Евфимий; около 1554 — 29.10.1624, Киев), архимандрит Киево-Печерского монастыря. Родители Елисея жили во Львове, отец был дьяком. Предки Елисея служили кн. Константину Константиновичу Острожскому, при поддержке которого Плетенецкие получили шляхетство. Родовое прозвище происходит от с. Плетеничи Русского воеводства (ныне Львовская область). Александр учился, вероятно, в школах при Львовском Успенском братстве и в Остроге, участвовал в братском движении (см. Братства).
В 1594 году А. Ф. Плетенецкий принял постриг с именем Елисей, в следующем году при содействии кн. Константина Острожского получил в управление Лещинский в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь близ Пинска. За участие в православном Брестском Соборе 1596 года (см. Брестская уния) король приказал Елисею передать управление Лещинским монастыремрем униатскому Холмскому епископу Дионисию (Збируйскому) (АЗР. Т. 4. № 112). Монастырь Елисей не отдал и позднее препятствовал попыткам униатов им овладеть.
В 1599 г. Е. был избран архимандритом Киево-Печерского монастыря. В ЦГИАК Украины хранятся материалы 1600 — 1613 годов, свидетельствующие о борьбе Елисея против передачи монастыря и его владений Киевскому униатскому митрополиту Ипатию Потею. При возведении Потея в 1600 году на митрополичью кафедру король отдал ему Печерский монастырь вместе с имениями, в 1603 году подчинение обители униатским митрополитам было утверждено папским бреве. Поскольку эти решения нарушали предоставленное в 1522 году шляхте Киевской земли право избирать вместе с братией печерского архимандрита, в 1603 году король был вынужден подтвердить это право и в 1605 году выдал Елисею соответствующий привилей (часто в литературе этот год считается временем утверждения Елисея в сане настоятеля Киево-Печерского монастыря), но в том же 1605 году король отдал Потею имения Печерского монастыря в Литовском великом княжестве. После смерти Потея в 1613 году Елисей силой (при помощи казаков) вернул земли монастырю и униатский митрополит Иосиф Вельямин Рутский вынужден был от них отказаться. Елисей добился для Печерского монастыря ставропигии — независимости от Киевской кафедры и подчинения Константинопольскому патриарху.
Главные усилия Елисея как настоятеля Киево-Печерской обители были направлены на восстановление внутренней монастырской жизни на основе Скитского устава. Около 1615 — 1616 годах в монастыре, несмотря на сопротивление части братии, при участии Иова (Княгиницкого) было восстановлено общежитие. В записках свт. Петра Могилы; в 1626 — 1632 являлся архимандритом Киево-Печерского монастыря), посвященных доказательству святости Киево-Печерского монастыря и особого Божия покровительства обители, содержатся сведения о случаях наказания монахов, отступавших от строгих правил иноческой жизни, которые имели место при Елисее.
Некий печерский монах, побежденный грехом корыстолюбия, в предсмертной исповеди скрыл от духовника, что копил деньги. По решению Елисея найденные после кончины инока монеты были положены с ним в гроб и тело похоронили без отпевания. Печерский подвижник Феодосий-«москвитин», искушаемый бесом, решил съесть мясной пищи, но Бог вразумил его тем, что приготовленная еда смердела и кишела червями. Феодосий покаялся перед братией и впредь вел строгую жизнь.
В 1615 — 1616 годах в лавре был учрежден просветительный кружок, целью которого было духовное и культурное обновление обители. Елисей купил оборудование типографии Балабанов в Стрятине. В Радомысле, имении монастыря, было устроено бумажное производство («паперня»). Для литературной, проповеднической и издательской деятельности Елисей пригласил книжников и типографов из Львова и Вильно, составивших так называемый Печерский кружок. Среди них были известный филологическими трудами Памво (Берында) и его брат Стефан, переводчик с греческого и латинского языков, проповедник, типограф Тарасий (Земка), знаток греческого языка, проповедник протоиерей Лаврентий Зизаний (см. ЗизанииЛаврентий и Стефан), полемист и проповедник Захария (Копыстенский), поэт А. Митура, переводчик с греческого монах Иосиф (Кириллович) и другие.
Усилиями членов Печерского кружка в 1616 — 1624 годах были подготовлены и напечатаны в лаврской типографии следующие издания: богослужебные книги, в которых испытывала большую потребность Западноруская мирополия (Часослов. К., [не ранее 20 дек. 1616]; Анфологион. К., 1619; Литургиарион [Служебник]. К., 1620; Номоканон («Зинарь», «Зонара»). К., 1620, 1624), Псалтирь (К., 1624), труды свт. Иоанна Златоуста (Беседы на 14 посланий св. ап. Павла. К., 1623; Беседы на Деяния св. апостолов. К., 1624); полемические сочинения: направленная против католиков и антитринитариев «Книга о вере» (К., 1619, 2-е, расширенное издание по сравнению с изданием в Вильно ок. 1602), «Слова на латинов» прп. Максима Грека (К., [ок. 1620]). Была подготовлена антиуниатская «Палинодия» Захарии (Копыстенского).
В лаврской типографии при Елисее были напечатаны составленный Митурой панегирик Елисею «Везерунк цнот превелебного в Боге… отца Елисея Плетенецкого» (К., 1618), «Верше на жалосный погреб Петра Конашевича Сагайдачного» Кассиана Саковича (К., 1622). Издания тщательно готовились, богослужебные книги сверялись с греческими текстами и подвергались исправлению. В Печерском кружке было впервые переведено на церковнославянский язык несколько сочинений свт. Иоанна Златоуста: над переводом «Бесед на 14 посланий св. ап. Павла» трудился Лаврентий Зизаний, «Беседы на Деяния св. апостолов» были переведены «клириком церкви лвовскиа, дидаскалом в еллиногреческом языце»Гавриилом Дорофеевичем и иеромонахом Иосифом Святогорцем, «проповедником и протосингелом патриарха Александрийскаго»(см.: Голубев.1883. С. 396). Впервые в типографии Киево-Печерского монастыря на церковнославянском языке был напечатан Анфологион. В искусно оформленных изданиях Киево-Печерского монастыря помещались гербы меценатов и посвященные им стихи, предисловия и послесловия с описанием подготовительных работ и указанием трудившихся над книгой переводчиков, редакторов, типографов.
Елисей ввел регулярное произнесение проповедей в монастыре. Среди киево-печерских проповедников в 1-й четверти XVII века значатся Захария (Копыстенский), Тарасий (Земка), протоиерей Лаврентий Зизаний, Памво (Берында).
Немаловажной заслугой Елисея было учреждение в Киево-Печерском монастыре школы — предшественницы Киево-Моилянской коллегии. Возможно, начальные училища создавались и в некоторых монастырских имениях. Обучение в них, вероятно, велось в соответствии с программами братских училищ рубежа XVI и XVII веков: преподавались Свящ. Писание, церковнославянский, греческий и латинский языки.
Как считают исследователи, Елисей был инициатором создания в Киеве в начале XVII века церковного братства и школы при нем. Ректором братской школы в 1615 — 1618 годах являлся И. Борецкий, в 1619 году принявший постриг с именем Иов (впоследствии митрополит Киевский). Иов (Борецкий) принимал участие в деятельности просветительного печерского кружка, готовил к изданию Анфологион (сверял текст с греческим источником и переводил недостающие фрагменты).
Усилиями Елисея был отремонтирован Успенский собор Киево-Печерского монастыря, строились храмы в монастырских имениях. Ранее 1618 года печерский архимандрит основал женский монастырь близ Киево-Печерской обители, устроил монашескую жизнь в учрежденном в 1622 году К. Далматом общежительном Дятловицком Спасо-Преображенском мужском монастыре, куда переселилась часть печерских насельников. Елисей распространил влияние Киево-Печерской обители на другие киевские монастыри, в частности на Пустынно-Николаевский. Благодаря содействию Елисея Исайя (Копинский), будущий митрополит Киевский, стал настоятелем Межигорского в честь Преображения Господня монастыря под Вышгородом. В панегирике «Везерунок цнот…» Митура воспевал Елисея как защитника Православия, создателя монастырей, церквей, школ, госпиталей и типографии.
Елисей был похоронен в Успенском соборе Киево-Печерского монастыря. Его ближайший сподвижник и преемник архимандрит Захария (Копыстенский) в надгробной речи назвал себя «сыном духовным»Елисея и, подчеркивая значение деятельности своего предшественника, отметил, что «кто бы после него ни трудился с Божиею помощиею в монастыре Пречистой Богородицы, тот будет все начинать, строить и кончать на его основе, на его фундаменте, на его создании»(см.: Там же. С. 282). К годовщине смерти Елисея архимандрит Захария издал в печерской типографии «Омилию, албо Казанье, на роковую память… Елиссеа… Плетенецкого» (К., 1625). Захария прославлял Елисея за то, что тот «в тие лютие времена»сберег Православие, был образцом для монахов, зерцалом благочестия, утешением для обездоленных, защитником убогих, сирот и вдов.
Соч.: Часослов. К., 1616 [предисл.]; Анфологион. К., 1619 [предисл.]; Литургиарион. К., 1620 [предисл.]; Беседы свт. Иоанна Златоустого на 14 посланий св. апостола Павла. К., 1623 [предисл.]; Беседы свт. Иоанна Златоустого на Деяния святых апостолов. К., 1624 [предисл.].
Арх.: ЦГИАК Украины. Ф. 128. Оп. 1 грам. Д. 1 а. Л. 1 — 10.
Ист.: АЮЗР. 1865. Т. 2: 1569 — 1637. С. 31 — 32, 63 — 64, 200 — 203; 1863. Т. 4: 1657 — 1659. С. 411 — 413, 444 — 445, 459 — 465, 545 — 546; Эпитафии фундаторам Киево-Печерския лавры из Тератургимы Афанасия Кальнофойского // Киевские ЕВ. 1874. № 14. С. 398 — 403; № 19. С. 532 — 536; № 20. С. 566 — 569; № 22. С. 608 — 613; № 24. С. 677 — 679; АрхЮЗР. 1914. Ч. 1. Т. 8. С. 345 — 385.
Лит.: Аскоченский В. И. Киев с древнейшим его училищем Академиею. К., 1856. Ч. 1. С. 65 — 66; Голубев С. Т. Киевский митр. Петр Могила и его сподвижники: Опыт ист. исслед. К., 1883. Т. 1. С. 214 — 216, 265 — 282, 386 — 398; он же. Панегирик киево-печерскому архим. Елисею (Плетенецкому) 1618 г. // ТКДА. 1910. № 6. С. 296 — 350; Строев. Словарь. С. 104; Тiтов Ф. Матерiали до iсторiï книжноï справи на Украïнi в ХVI — ХVIII вв.: Всезбiрка передмов до укр. стародрукiв. К., 1924. № 1, 3, 4; он же. Императорская Киевская духовная академия в ее трехвековой жизни и деятельности, 1615 — 1915. К., 20032. С. 39, 42; Украïнськi письменники: Бiо-бiблiогр. словник. К., 1960. Т. 1 / Уклав Л. Є. Махновець. С. 444 — 446; Огiєнко I. I. Iсторiя украïнського друкарства. К., 1994. С. 257 — 263, 279; Макарий. История РЦ. Кн. 6 (по указ.); Дзюба О. Єлисей Плетенецький // Iсторiя Украïни в особах: Литовсько-польська доба. К., 1997. С. 144 — 145; Хижняк З. I. Плетенецький Олександр Хомович, чернече iм’я Єлисей, iєромонаше Євфимiй // Києво-Могилянська академiя в iменах. К., 2001. С. 428; Степовик Д. В. Iсторiя Києво-Печерськоï лаври. К., 2001. С. 157 — 162; Кагамлик С. Р. Засновник Печерського культурно-освiтнього гуртка: До 380-рiччя вiд часу смертi Єлисея Плетенецького // Календар-щорiчник «Украïнознавство-2004». К., 2004. С. 168 — 171; она же. Киево-Печерська лавра: Свiт православноï духовностi i культури (XVII — XVIII ст.). К., 2005 (по указ.).
Материал взят из «Православной энциклопедии». Т. 18. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2008. С. 412 — 413