logo
sandvige Меню

Что превращает человека в зверочеловека? Териантропия в богословии святителя Димитрия Ростовского

Адам дает имена животным. Фреска

В рамках проекта «Просветительская мобильная выставка «Жизнь, труды и эпоха митрополита Димитрия Ростовского» [1], проводилась не только популяризаторская, но и научно-исследовательская работа, в ходе которой систематизировались разобщенные сведения по различным областям обширной Димитриевской тематики, разрабатывались новые темы, получали освещение неизвестные или малоизвестные факты, имеющие отношение к жизни, почитанию, творчеству св. Димитрия и времени, в которое он жил.

Предлагаем вашему вниманию статью участника нашего проекта  Алексея Олеговича Крылова, кандидата исторических наук, доцента кафедры истории Московского государственного технического университета имени Н. Баумана, научного сотрудника Научного центра истории богословия и богословского образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

Тема статьи необычна и освещается впервые. Она весьма важна для понимания тех акцентов, которые расставлял сам святитель Димитрий Ростовский в своем творчестве как пастырь и духовный писатель.

Статья посвящена учению св. Димитрия о том, что грех превращает грешника в зверочеловека. Автор показывает библейские истоки этой идеи святителя, ее связь с воззрениями ростовского митрополита на грех и его влияние на человека. Автор также рассматривает образы «полулюдей, полузверей»из «Келейного летописца» св. Димитрия Ростовского. В статье доказывается, что эти образы рассматривались ростовским митрополитом не как естественнонаучные курьезы, но как примеры разрушительного действия греха на человека, уподобляющего людей зверям. В статье показано, что суждения митрополита о людях-монстрах восходят к древней еврейской традиции, повествующей о судьбе строителей Вавилонской башни. Если человек имеет чистый разум, устремленный к Богу, то он остается человеком даже тогда, когда его внешность становится похожей на зверя. Это доказывают примеры из житий святых — великих подвижников, покрытых густыми волосами, и сатира из жития преподобного Павла Фивейского, который оказался благочестивее, чем развратные александрийцы. Автор приходит к выводу, что св. Димитрий повествуя о териантропии, раскрывает свои взгляды на соотношение внешнего и внутреннего в человеке и на роль ума в духовной жизни.

 

Прочитать статью полностью можно по ссылке: https://dimitryrostovsky.ru/research/chto-prevrashhaet-cheloveka-v-zverocheloveka-teriantropija-v-bogoslovii-svt-dimitrija-rostovskogo/

 

[1] Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 3 апреля 2017 года № 93-рп.

 

Фрагмент иконы «Сотворение Адама. Наречение имен животным». Болгария. XVII век

button up