logo
sandvige Меню

Святитель Димитрий Ростовский — видный церковный деятель, выдающийся проповедник, богослов и драматург. Издание приурочено к 300-летию преставления св. Димитрия Ростовского, 2009.

Печатается по изданию:
2009 год — 300 лет со дня преставления святителя Димитрия, митрополита Ростовского и всея Руси Чудотворца. Ростов, 2009.   
Данное издание представляет собой компиляцию из статей известной ростовской исследовательницы Виденеевой А. Е.

«Пришел я к вам с любовью…
Я должен вразумлять бесчинствующих, утешать малодушных,
заступаться за немощных и быть долготерпеливым во всем.
Я должен любить добрых, злых же наказывать милостиво,
заботиться об общей пользе,
всем тщательно искать спасения и о всех молиться.»

Первая проповедь митрополита Димитрия в Ростове

Ростовский митрополит Димитрий являлся одним из известнейших деятелей Русской Церкви последней четверти XVII — начала XVIII веков, прославивший свое имя как пастырь и проповедник, драматург и публицист, летописец и агиограф.

Святитель Димитрий Ростовский. Финифтяная икона

 

Ростовская кафедра стала последним местом служения владыки, он возглавил ее в 1702 году и оставался ростовским архиереем до самой смерти, последовавшей в 1709 году.

Вид кремля Ростова Великого. Литография, изданная в Москве в 1891 г.

 

В Ростов он прибыл 2 марта 1702 года, во вторую неделю Великого поста, и Яковлевская обитель стала первым монастырем, посещенным им в городе. Войдя в монастырский собор, митрополит Димитрий, указав на юго-западный угол, назначил для себя место будущего погребения и пророчески предрек: «Се покой мой: здесь вселюся в век века».

И он воистину вселился здесь, в Ростове, в Яковлевской обители, вселился на века. В середине XVIII столетия, после обретения его чудотворных мощей, митрополит Димитрий стал первым святым Российской империи, прославив и город, и архиерейскую кафедру, и избранный им монастырь.

Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь. Открытка начала XX в.

 

Мирское имя Димитрия — Даниил Туптало, он родился в декабре 1651 года в местечке Макаров Киевской губернии, семнадцатилетним принял монашество в Киевском Кирилловском монастыре. Димитрий в совершенстве владел даром слова, не случайно Церковь назвала его Российским Златоустом, в возрасте 25 лет он читал проповеди в кафедральном соборе Чернигова. Многие годы он являлся проповедником и настоятелем различных монастырей Малороссии, был известен благочестием и ученостью.

Главным трудом жизни митрополита Димитрия явилось составление Четьих-Миней — свода оригинальных и переводных житийных и риторических памятников церковно-учительного и исторического характера, расположенных по дням празднования в соответствии с кругом годового богослужения.

При составлении этой фундаментальной агиографической энциклопедии, состоящей из 12 книг, святитель собирал, дополнял и исправлял жития и поучения. К работе над Четьими-Минеями он приступил в 1684 году по благословению старцев Киево-Печерской лавры, а завершил их в 1705 году в Ростове. Двадцатилетний неустанный труд над их созданием стал величайшим подвигом Димитрия, принес ему общецерковную славу и общенародную известность.

Издание полного комплекта Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского. Синодальное издание 1902 — 1916 гг.

 

Помимо агиографических изысканий перу святителя Димитрия принадлежали богословские и исторические исследования, духовно-нравственные сочинения, стихотворные драмы. Его творения были широко известны и любимы читателями. По словам Д. С. Лихачева, он был «последним писателем [Древней Руси], который имел огромнейшее значение для всей православной Восточной и Южной Европы». Сам же владыка свое творчество расценивал как письменную проповедь и повторял: «Моему сану (его же несмь достоин) надлежит слово Божие проповедати не точию языком, но и пишущею рукою. То мое дело, то мое звание, то моя должность».

Первая проповедь святителя в кафедральном Успенском соборе была посвящена призыву к любви и милосердию: «Пришел я к вам с любовью», — сказал владыка, и он исполнил свой завет, он управлял епархией мудро и справедливо и никогда не прибегал к суровым мерам. 

Успенский собор Ростова Великого. Открытка начала XX в.

 

Для просвещения духовенства святитель Димитрий писал поучения, сочинял наставления, читал проповеди. Главной обязанностью священников он почитал непрестанную заботу о пастве. В своем наказе к благочинным он писал: «Священникам же велеть научать прихожан своих мужеска и женска полу и детей их, чтоб они перед отцы духовными в год четыре святые посты исповедывались… и в церкви Божии приходили непрестанно… и стояли б в церквах чинно и немятежно со страхом, и слушали б божественнаго пения со всяким вниманием, и Господу Богу о содеянных своих гресех молились». Святитель убеждал священников чаще причащать прихожан, ибо и малые грехи могут привести к духовной смерти, как песок, собранный из мелких песчинок в мешке, может потопить не хуже большого камня, привязанного на шею.

Чтобы приготовить для Церкви достойных служителей, митрополит Димитрий основал при архиерейском доме духовное училище, собрав в нем более двухсот детей. Школа открылась 1 сентября 1702 года. В ней преподавали приглашенные владыкой учителя, он сам нередко посещал ее и экзаменовал учеников. Детей учили чтению и письму, пению и Закону Божию, основам латинского и греческого языков. Обучение и содержание школьников было бесплатным, и хотя школа предназначалась для детей духовенства, принимали в нее представителей всех сословий. 

Димитриевское духовное училище в Ростовском кремле. Возрождено в 1880 г. в память о школе, основанной в Ростове митрополитом Димитрием в 1702 г.

 

Немало сил митрополит Димитрий отдавал борьбе с расколом, для обличения раскольничьих заблуждений им была написана книга «Розыск о раскольнической брынской вере».

Ростовская архиерейская резиденция, доставшаяся в удел митрополиту Димитрию, была и обширна, и великолепна. Один из преемников святителя Димитрия, архиепископ Самуил, сказал об этом удивительно точно: «Удивляетесь дома моего огромности? Оный построен митрополитом Ионой. Архитектура его совсем древняя, похожа на кремль в Москве. Две грановитые палаты и площадь подле оных, так точно, как в кремлевском дворце; семь церквей каменных, … старым иконописством расписаны… Весьма достопамятное строение — только великая сумма на содержание нужна». Действительно, на содержание домовых храмов, кафедрального собора, многочисленных жилых и хозяйственных строений, а также огромного конюшенного двора требовались немалые средства. Больших расходов требовал и огромный штат духовенства и светских служителей, трудившихся в резиденции. 

Территория Ростовского архиерейского дома. Надвратная церковь св. Иоанна Богослова и Красная палата (Палата для пришествия великих государей)

 

Среди бумаг архиерейского архива сохранилось описание некоторых помещений архиерейского дома, составленное в декабре 1701 года, то есть буквально за два месяца до прибытия в Ростов митрополита Димитрия. Так, Крестовая палата — личные покои владыки, располагалась на втором этаже архиерейских палат, в юго-восточной части здания. Просторную теплую жилую палату, вместе со входными холодными сенями, освещали восемь окон со слюдяными окончинами. В покоях располагались три расписных деревянных стола, два кресла, стул и постель, покрытая камчатым одеялом. На стенах находились два трехсоставных складня, на первом изображено Отечество с предстоящими, на втором — Деисус. Большой гравированный лист с изображением Распятия Господня был помещен под стекло с золоченой рамой. В комнате имелись тафтяные завесы, а на одной из стен висело большое зеркало в черной раме, закрывающееся занавесью из тафты. Для освещения использовалось медное паникадило.

Столовая палата — парадная архиерейская трапезная, представляла собой обширное помещение, своды которого опирались на массивный центральный столп. Самое почетное место в ней отводилось для архиерея — стол, предназначенный для владыки, был расписным. Вдоль стен располагались лавки, покрытые лазоревым сукном, а около столпа — поставы, наполненные разнообразной посудой. В помещении стояли десять деревянных столов и стулья, обитые красным трипом или обложенные черной кожей. Стены и своды Большой столовой палаты были расписаны фресками. Освещалась она большим четырехъярусным паникадилом.

Всего же в ансамбле Ростовской архиерейской резиденции входили несколько домовых церквей, одна монастырская, два корпуса архиерейских палат, государевы хоромы, парадная трапезная, поварня, приспешня, множество других палат, имеющих жилое и хозяйственное назначение, помещения для разнообразных ремесленных мастерских. Митрополичий двор ограждали высокие стены с 11-ю башнями. На содержании архиерейского дома находился и кафедральный собор.

Территория Ростовского архиерейского дома. Надвратная Воскресенская церковь и Успенский собор (на заднем плане)

 

Материальное обеспечение богатой и могущественной некогда Ростовской кафедры в начале XVIII столетия оставляло желать лучшего. Петровская церковная реформа, возобновление деятельности Монастырского приказа, введение государственного контроля за вотчинами духовного ведомства, обложение архиерейских домов и монастырей множеством налогов — все эти обстоятельства привели к оскудению казны Ростовского архиерейского дома.

В декабре 1706 года в одном из своих писем митрополит Димитрий с сожалением признавался: «Попущением Божиим сотворшаяся дому архиерейскому скудость … и уже вся та, чем бы дому архиерейскому питатися, от нас отнята суть: оскудевше убо во всем». Получив в декабре 1708 года в подарок от митрополита Иова полбочки рыбы, ростовский владыка, благодаря его, отвечаел: «Не имам чим воздать, убог сый; молю богатого в милости Христа, да Он воздаст».

Ростовский архиерейский дом (Ростовский кремль) — место, где жил св. Димитрий Ростовский. Вид с озера Неро

 

Святителя отличал скромный образ жизни. В своем духовном завещании он утверждал: «С тех пор, как принял я святой иноческий образ и постригся в Киевском Кирилловом монастыре на осьмнадцатом году возраста моего и обещал Богу иметь добровольную нищету, с того времени и даже до приближения моего ко гробу не приобретал я имения, кроме книг святых, не собирал золота и серебра, не допускал иметь лишней одежды ни каких-либо вещей, кроме самых необходимых. В душе и на самом деле старался по возможности соблюсти иноческую нищету и нестяжание, не заботясь о себе, но полагаясь на Промысел Божий, который никогда меня не оставлял».

Являясь во всем образцом благочестия, ростовский владыка неустанно старался искоренять в людях злые нравы, зависть, неправду и другие пороки. По словам его жития, «Христианские добродетели святаго Димитрия одинаково сияли и в иноческой кельи, и на святительской кафедре. Особенно же ярко светили в жизни его молитва, пост, смирение, нестяжательность и любовь к бедным и сиротам».

В собственноручном завещании митрополит Димитрий местом своего захоронения назначил Яковлевский монастырь. Согласно церковной традиции, местом погребения епархиальных владык обычно служил кафедральный храм. Ростовский Успенский собор до конца XVIII века являлся некрополем архиереев, возглавлявших Ростовскую кафедру, среди которых были и прославленные ростовские святые — епископы Леонтий, Исайя и Игнатий. Вопреки установленным правилам митрополит Димитрий избрал местом своего упокоения удаленный от центра города монастырь, в котором покоились мощи епископа Иакова, гонимого при жизни и прославленного после смерти ростовского чудотворца. В своем завещании владыка писал: «Аще же владычествующих изволение повелит мя, умерша, погребсти по обычаю, да погребут мя в монастыре святаго Иакова, епископа Ростовского, во угле церковном, иде же место ми назнаменовах, о сем челом бью».

Неустанные труды и преклонные годы давали о себе знать, здоровье владыки ослабевало. В письме к своему другу, монаху Чудова монастыря Феологу, митрополит Димитрий писал: «Христос, чаю, забился в чуланчик сердца Феологова и почивает на одре боголюбезных мыслей его, а отец Феолог ему рад, потчует его вином умиления. Попроси Его, чтобы и меня посетил, ибо немощствую».

«Около восьми лет пробыл Св. Димитрий в Ростове, — писал его жизнеописатель И. А. Шляпкин, — и эти годы были венцом всей жизни Святителя. Жизнь его кончилась с приездом в Москву, в Ростове началось житие. Нездоровый климат Ростовской епархии, собственное недомогание, бедность архиерейского дома, невежество духовенства, фанатизм раскольников, давление светской власти и вторжение ея во все пределы пастырской жизни — все соединилось в тяжелое время архипастырства Свт. Димитрия. Но до конца жизни остался верен себе слабый телом, но сильный духом Святитель, вполне посвятивший себя своей пастве, буквально душу положивший за овцы своя».

Панорама центра Ростова Великого. Открытка начала XX в.

 

В 1709 году, в ночь на 28 октября, спустя день после своего тезоименитства, митрополит Димитрий скончался. Смертный час застиг его, когда он, стоя на коленах, творил молитву. После отпевания в Успенском соборе тело владыки до конца ноября находилось в церкви Спаса на Сенях, крестовом храме архиерейской резиденции, похороны задерживались в связи с ожиданием приезда давнего друга Димитрия — рязанского митрополита Стефана Яворского, Местоблюстителя патриаршего престола. 

Храм Спаса на Сенях — домовая церковь ростовских митрополитов

Росписи церкви Спаса на Сенях Ростовского архиерейского дома

Росписи церкви Спаса на Сенях Ростовского архиерейского дома

 

Ростовское духовенство и жители города склонялись к тому, что местом погребения владыки должен стать Успенский собор, но Стефан Яворский настоял на исполнении воли Димитрия. В день погребения, 25 ноября, Стефан Яворский отслужил в Успенском соборе чин отпевания, после чего тело Димитрия было перенесено в Яковлевский монастырь и предано земле в юго-западном углу храма Зачатия Пресвятой Богородицы праведной Анной.

На месте погребения ростовского владыки была установлена деревянная гробница, которую украсила эпитафия, сочиненная митрополитом Стефаном Явосрким. В ней были такие строки: «Все вы Ростова града людие рыдайте, пастыря умершаго слезно поминайте, Димитрия владыку и преосвященна, митрополита тиха и смиренна».

В 1752 году в Яковлевском монастыре произошло обретение мощей свт. Димитрия Ростовского. Это величайшее событие коренным образом изменило судьбу обители и явилось основанием ее последующего расцвета.

К началу осени 1752 года в соборе Яковлевского монастыря над могилой святителя осел чугунный пол. 21 сентября митрополит Арсений Мацеевич дал разрешение произвести ремонтные работы. К ним приступили в тот же день. После снятия чугунных плит, удаления земли и щебня открылся поврежденный бревенчатый сруб склепа и деревянный гроб митрополита Димитрия, в котором и были обретены мощи святителя. Митрополит Арсений, получив донесение об этом, в тот же час прибыл в монастырь и освидетельствовал мощи, облачение и гроб. О происшедшем архиерей незамедлительно донес в Синод.

Молва о новообретенных в Ростове мощах распространялась по России. При гробе Димитрия начали совершаться чудотворения. О первых исцелениях, случившихся в Яковлевском монастыре, митрополит Арсений сообщил в Синод уже через три недели после открытия мощей. Исцеления именем Димитрия, по молитве к нему, происходили не только в Ростове, но и по всей России. Слепые прозревали, расслабленные начинали ходить, тяжелые недуги, годами мучившие людей, отступали. «Российский целебниче и новый к Богу молитвенниче», — поет Церковь святителю Димитрию.

В рукописном сборнике с перечнем чудес, происшедших у гроба ростовского святителя в 1750-х годах, перечислено около трехсот исцелений. Вот одно из них, произошедшее с архиерейским служителем Алексеем Курохтанским 24 октября 1754 года. «Угличскаго духовнаго правления подканцелярист Алексей Курохтанский, быв в Ростове, заболел глазной болезнию, от которой в голове ломота и жар был превеликой, и очима не видел; и в то время имел усердное обещание к Преосвященному Димитрию митрополиту при гробе его в Яковлевском монастыре панихиду отправить, почему в тот Яковлевский монастырь к двум литоргиям с теми болезнями своими отвезен был и панихиды по оном Преосвященном митрополите при гробе его дважды отправлял, и молитвами его от ломотной в голове болезни от жару освободился, и очам стало прозрение». И таких свидетельств, подлинность которых тщательно проверена и документально подтверждена, было немало.

Сотни и сотни паломников приходили в Яковлевский монастырь для поклонения святителю Димитрию. Многим людям по силе их веры здесь даровалось исцеление. С каждым годом слава новоявленного чудотворца росла, вера в него крепла. Как сказано в житии святителя, «услышав об обретении святых мощей, народ толпами спешил к новоявленному угоднику Божию, и при гробе его открылся обильный источник исцелений, кои подаются верующим и доселе».

Серебряная рака с мощами святителя Димитрия Ростовского в Зачатьевском соборе Спасо-Яковлевского монастыря. Фотография начала XX в.

 

Между тем, официальная канонизация митрополита Димитрия произошла только через несколько лет. Истинность исцелений, совершающихся в монастыре, подвергалась долгим и тщательным освидетельствованиям. Наконец, 1 апреля 1757 года, в первый день Пасхи, мощи святителя Димитрия были оглашены «совершенно святыми». День их обретения — 21 сентября, также как и день кончины владыки — 28 октября, назначались днями празднования святому Димитрию Ростовскому.

Портрет императрицы Елизаветы Петровны кисти Виргилиуса Эриксена. Выполнен в 1757 году. В этом же году прошла канонизация митрополита Димитрия Ростовского, которой способствовала императрица Елизавета.

 

Значение этого события трудно переоценить. Митрополит Димитрий явился первым святым, канонизированным в Синодальный период. Более того, прославление Димитрия Ростовского оказалось единственной общерусской канонизацией на протяжении всего XVIII столетия. Как точно подметил Борис Эдинг: «Почитание Святителя стало очень распространенным среди петербургской и московской знати, желавшей, может быть, видеть в примере Димитрия возможность святости и в новой культуре России».

Итак, в середине XVIII века святыни Яковлевской обители умножились. Теперь помимо скрытых под спудом мощей основателя монастыря епископа Иакова монастырь освящали мощи его сопрестольника митрополита Димитрия. Именно эта святыня и явилась залогом грядущего процветания Яковлевского монастыря. Обитель, хранящая мощи прославленного чудотворца, стала центром паломничества для многих страждущих, стремившихся прикоснуться к новому источнику Божественной благодати.

Зачатьевский собор (справа) и Яковлевский храм (слева) Спасо-Яковлевского монастыря. Открытка начала XX в.

 

button up