logo
sandvige Меню

Протоиерей Николай Тихвинский. Воспоминания о жизни и трудах святителя Димитрия, митрополита Ростовского чудотворца. 1902.

Протоиерей Николай Тихвинский

ВОСПОМИНАНИЯ О ЖИЗНИ И ТРУДАХ

СВЯТИТЕЛЯ ДИМИТРИЯ МИТРОПОЛИТА

РОСТОВСКОГО ЧУДОТВОРЦА

по случаю исполнившегося 200-летия

прибытия его в Ростов Великий.

(1702 г. — 1 марта — 1902 г.)1

 

Моему сану надлежит Слово Божие проповедати не точию языком,

но и пишущею рукою. То мое дело, то мое звание, то моя должность.

Смиренный архиерей Ростовский Димитрий

«Звезду Российскую от Киева возсиявшую

и через Новград-Северский в Ростов достигшую,

всю же страну сию ученьми и чудесы озарившую,

ублажим златословесного учителя Димитрия:

той бо всем вся написа, яже к наставлению,

да всех приобрящет, якоже Павел Христу

и спасет правоверием души наша».

Кондак святителю Димитрию

 

Такою песнью св. Церковь призывает своих православных чад к ублажению великого святителя Димитрия.

Святитель Димитрий, в мире Даниил Саввич Туптало,2 родился в декабре 1651 года в местечке Макаров в 40 верстах от Киева по Житомирскому тракту.

Отец его Савва Григорьевич Туптало происходил из шляхетского (дворянского) рода Савичей3 и состоял в 1650 г. на службе казаком Макаровской сотни Киевского полка. Мать святителя звали Марией Михайловной. Родители святителя Димитрия отличались глубоким и искренним благочестием и твердою преданностью Православной Церкви. Наибольшее влияние на детскую душу святителя оказала благочестивая мать, так как отец — честь и слава Запорожского войска — по обязанностям военной службы редко бывал дома.

Памятник митрополиту Димитрию Ростовскому на его родине в г. Макарове Киевской области

 

Религиозное чувство возбуждается и усиливается в годины общественных бедствий, а в таком положении находились и родители отрока Даниила. По всей Украине свирепствовали беспрерывные войны. Год спустя после рождения святителя было сильное моровое поветрие. В самый год рождения Даниила Киев подвергался вооруженному нападению литовцев,4 которые сожгли Подол. И в Макарове житье было без сомнения неспокойное и небезопасное. 

И вот среди таких общественных бедствий и неустройств проходили первые годы домашней жизни святителя. Впечатления детства его были тяжелые. Первоначальное образование свое он получил в доме родительском. Для дальнейшего образования, имея от роду 11 лет, Даниил Саввич был отправлен в Киево-Братский Богоявленский училищный монастырь, в котором настоятельствовал знаменитый Иоанникий Галятовский, выстроивший новые училищные здания и открывший классы, в которых сам был и ректором, и преподавателем.

При самом поступлении в училище в 1661 году Даниил был свидетелем торжественного внесения новообретенной чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Братской» в новую училищную церковь. Чудесное обретение иконы, на которой вплавь спасся тонувший на Днепре татарин, должно было усилить и еще более укрепить в душе отрока воспитанную в доме родительском благочестивую веру в небесную помощь и заступление Божией Матери.

Отличаясь природными дарованиями и способностью к учению, отрок Даниил не менее отличался благонравием, благочестием и безукоризненным поведением, которые снискали ему общую любовь и расположение всех старших и сверстников по школе. Рано понял он цену времени и дорожил им не только для учебных занятий, но и для чтения Св. Писания, творений Св. Отцев и жизнеописаний святых. Сказания о подвигах святых Божиих воодушевляли его юную мысль и чувство и рано пробудили в его чистом сердце стремление путем собственного нравственного усовершенствования сделаться подражателем их святой жизни.

Густынский Свято-Троицкий монастырь

 

По окончании курса в Киево-Братском училище, семнадцати лет от рождения, Даниил Саввич решил посвятить себя исключительному служению Господу и, испросив благословение родителей, поступил в Троице-Кирилловский монастырь, в котором 9 июля 1668 года был пострижен в монашество игуменом Мелетием с наречением имени Димитрия. В 1669 году в праздник Благовещения будущий Святитель был посвящен в иеродиаконы, а чрез несколько лет, вызванный из Киева в Чернигов, рукоположен в иеромонахи архиепископом Лазарем Барановичем в Густынском монастыре в день Сошествия Святого Духа мая 23 дня 1675 года, имея только двадцать пять лет от рождения. 

Умственные и нравственные достоинства молодого иеромонаха Димитрия, его ученость, замечательный дар слова, главное же, строгая подвижническая жизнь, обратили на него особенное внимание архиепископа Лазаря Барановича, который благословил его быть проповедником слова Божия в Чернигове. Более двух лет иеромонах Димитрий проповедовал в Черниговском кафедральном соборе и других церквях епархии, а несколько позже и за пределами Малороссии — в Вильне, Слуцке и др. местах Юго-Западной Руси. По свидетельству одного древнего жития святителя, «слово его было твердо, солию премудрости растворено и вси желаху слушати его».

Иван Самойлович — гетман Войска Запорожского в 1672 — 1687 гг.

 

Проповедническая деятельность иеромонаха Димитрия в Вильне, Слуцке и других городах Литовского края направлена была главным образом против стремлений иезуитов распространять унию. Первой целью поездки в Литву для св. Димитрия было желание поклониться Новодворской иконе Божией Матери, писанной по преданию святителем Петром, митрополитом Московским.5 Эта икона была святыней Новодворского Успенского монастыря, который находился в Пинском уезде, среди Пинской униатской епархии, но был подчинен Белорусскому епископу, считавшемуся викарием Киевского митрополита. В июле 1677 года св. Димитрий с разрешения архиепископа Лазаря Барановича отправился в этот монастырь, а непосредственно за сим в Вильну и потом в Слуцк. В Слуцке он поселился в Преображенском Братском монастыре 6 декабря 1677 года и целый год провел в трудах братского проповедника. Но как ни дорожили в Слуцке трудами ревностного учителя и защитника Православия, св. Димитрий, по настоятельному желанию гетмана Самойловича, лично знавшего святителя и высоко ценившего его таланты и ревность к Православию, должен был оставить Слуцк и возвратиться в Чернигов в январе 1679 года.

Пребывание в Литве около полутора лет дало возможность Св. Димитрию основательно изучить польский язык и польские нравы, обстоятельно познакомиться с римско-католическим вероучением, насколько оно выражало себя не только в книгах, но и, главное, в духе, характере и практических приемах католической церковно-общественной жизни. Личное знакомство с латино-польскими писателями и польскими духовными лицами дало ему средства убедиться с одной стороны в печальном положении и шаткой будущности Православия в Польше, с другой — сознательно обратить свои симпатии к Московскому государству, не выработавшему утонченных внешних церковно-общественных учреждений и отличавшемуся сравнительно достаточной веротерпимостью ко всем исповеданиям того времени.6

6 февраля 1679 года св. Димитрий прибыл в Батурин к гетману Самойловичу и был принят им очень радушно. При дворе же гетманском св. Димитрию открывался случай познакомиться ближе и с представителями Московского государства и с их нравами.7

В 1681 году Св. Димитрий был избран и произведен в игумена Максаковского монастыря, а через пять месяцев 7 февраля 1682 года перемещен на должность игумена монастыря Батуринского. 26 октября 1683 г. Св. Димитрий оставил игуменство в Батурине и по приглашению Варлаама Ясинского, только что избранного в архимандрита Печерского, переехал в Киев — этот, как выражались тогда, русский Иерусалим, и поселился в Киевской лавре.

При лавре было большое книгохранилище. Сам архимандрит Варлаам, равно как и предшественник его Иннокентий Гизель, отличались ученостью. Киев был и вообще центром южно-русской учености. Понятно, что в Киево-Печерской лавре св. Димитрий нашел для себя желанное успокоение от треволнений настоятельских. В Великой церкви8 показывают досель икону преподобного Антония Печерского, пред которою молился святитель.

Мученик Орест Тианский. Память 10/ 23 ноября

 

В лавре же он принял на себя и послушание, прославившее его имя — составление Житий святых. Начало этому великому труду положено было 6 мая 1684 года.9 Трудясь в лавре как официальный проповедник слова Божия, св. Димитрий с жаром принялся за писание Житий святых. С какой любовью он трудился и насколько глубоко проникался представлением жизни и подвигов святых Божиих, свидетельствует трогательный рассказ его о двух сновидениях ему: великомученицы Варвары и мученика Ореста.

В 1686 г. св. Димитрий по убеждению нового Киевского митрополита Гедеона Четвертинского и гетмана Самойловича во второй раз принял игуменство в Батуринском монастыре. В игуменстве он не оставлял своего главного труда — составления Житий святых. Для большего же спокойствия и удобства в продолжении своих занятий св. Димитрий поселился в устроенной им самим еще в октябре 1691 и освященной в феврале 1692 года особой келье для писания Житий святых.10 В трудах писания Житий святых он проводил не только дни, но и большую часть ночи и зачастую ложился спать не раздеваясь только за час до утрени, которую, как и все остальные службы, посещал неопустительно. Первые три месяца, сентябрь, октябрь и ноябрь, Житий святых были составлены, и началось их печатание еще в 1688 году в Киево-Печерской лавре.11

Но для дальнейшего продолжения великого труда св. Димитрий нуждался в более сочувственном отношении Московского и Всероссийского патриарха. Преемник Иоакима патриарх Андриан, возведенный на патриаршество в 1690 г., вообще благоволивший к малороссам, прислал св. Димитрию благословляющую грамоту на продолжение труда составления Житий святых через новопоставленного и торжественно посвященного им в Московском Успенском соборе Киевского митрополита Варлаама Ясинского. «Сам Бог в Троице животворящий, — писал патриарх, — да воздаст ти, брате, за твоя богоугодные труды в писании, исправлении же и типом издании (печатании) книги душеполезной Житий святых на три месяцы первые: сентябрь, октябрь и ноябрь. Тойже и впредь да благословит потруждатися тебе на всецелый год и прочия таковыя же Житий святых книги исправити совершенно и типом изобразити в лавре, ея же бывший архимандрит, а нынешний Киевский митрополит Варлаам пред мерностию нашею усердное твое и благоразумное в том святом деле все добре похваляющи. Увещах его Архипастырство и о соизволении на то возследствующего ему настоятеля и братии тояже ставропигии нашея не сумнимся. Желательное наше благословение архипастырское препосылаем».12

В 1693 году 9 мая св. Димитрий оставил Батурин и переехал в Киево-Печерскую лавру для продолжения печатания Житий святых под личным своим наблюдением. В этом же году начато печатание второй трехмесячной книги: декабрь, январь и февраль, оконченное в 1695 году. В январе 1700 г. вышла в свет и третья часть Житий святых. С каким сочувствием и любовью встречали современники постепенно выходившие в свет Жития святых, о том свидетельствует одна запись по случаю выхода в свет третьей книги: «Року 1700 в месяцу генварю третья книга Житий святых трудами богодухновеннаго мужа иеромонаха Димитрия Савича Туптоленко составленная на свет вышла и любопытствующих человеков книжных духовною радостию сердца исполнила».

В 1697 году после непродолжительного игуменства в Кирилловском монастыре св. Димитрий был назначен архимандритом Елецким и 20 июня произведен в этот сан в Елецкой церкви Успения Божией Матери. В 1699 г. он получил архимандрию Новгород-Северского Спасского монастыря. Здесь в 1700 году составлен св. Димитрием краткий Мартиролог (мученикословие), или сокращение Житий Святых. В предисловии к этому последнему труду сам Святитель высказывает цель и побуждение, которые имелись при его составлении: «Собирающе от различных мест Жития святых в четыре потримесячнии книги вкратце, умыслихом еще сокращение тыя по чину месяцословному собрати в сию малую книжицу и нарещи ю по древнему обычаю мученикословием… трех ради вин (причин) написати умыслих: не всяк может имети пространне написанных Житий святых книги, на их же куплю не малыя цены требе; аще же и имать, но многащи домовними или народными или и инеми некими делами препинаемый, не может много чести. Видех не единого богобоязненного мужа, коегождо дне почитаемого в онь коегождо святого обыкл есть особным поклоном почитати глаголющи… а понеже в месяцесловах не вси суть святыи написаны якоже в прологах… убо зде собрати их потщихся».13

Новгород-Северский монастырь был последним местом служения и деятельности святителя Димитрия в родной ему Малороссии. 18 июня 1700 г Петр Великий послал указ Киевскому митрополиту Варлааму: «Для утверждения и приумножения в православную веру и проповедь Св. Евангелия в идолопоклонных народах, поговоря о том со Св. Патриархом, поискать в малороссийской области городах и монастырях из архимандритов и игуменов или иных знаменитых иноков добраго и ученаго и благаго непорочнаго жития, которому бы быть в Тобольску митрополитом, и мог бы помощью Божию исподволь в Китае и Сибири в слепоте идолослужения и других невежествиях закоснелых человек приводить в познание и служение и поклонение истиннаго живаго Бога».

Московский Чудов монастырь на старой открытке

 

Согласно воле Государя и патриарх Адриан писал в свою очередь митрополиту, убеждая его избрать и прислать в Москву достойных и способных кандидатов на Сибирскую архиерейскую кафедру. Патриарх Адриан, не дождавшись ответа из Киева, 16 октября 1700 г. скончался, и делами Церкви стал управлять в качестве Местоблюстителя патриаршего престола Стефан Яворский. Между тем 27 декабря 1700 г. последовал именной Высочайший указ боярину Федору Алексеевичу Головину: «Для избрания в Сибирские митрополиты быть в Москве преосвященному епископу Переяславскому Захарию Корниловичу, да Черниговские области Новоградской архимандриту Димитрию», причем требовалось, чтобы указанные лица явились в Москву не позже первых чисел февраля 1701 года.

10 февраля 1701 года св. Димитрий прибыл в Москву в сопровождении наместника и нескольких лиц братии Новгород-Северского монастыря, а через полтора месяца, 23 марта 1701 года, в Крестопоклонную неделю был рукоположен в митрополита Сибири на 50-ом году от рождения. В поставлении святителя участвовали: Трифиллий, митрополит Сарский и Подонский; Исаия, митрополит Нижегородский и Алатырский; Стефан Яворский, митрополит Рязанский и Муромский. Новопоставленный святитель клятвенно обещал: «Церковный мир исповедаю соблюдати и твердо держати и усердно учити врученныя ми люди… не злата или сребра обещанием или даянием прихожду на сие служение… но туне получих соизволением Благочестивейшаго Государя нашего Царя и Великаго князя Петра Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, избранием же присутствующих преосвященных митрополитов… к сим исповедую ничтоже ми творити по нужде, аще и от царей и от великих князей, или от бояр, или от множества народа нудиму, аще и смертию мне воспретят, веляще что сотворити ми паче Божественных и священных правил, его же не достоит творити!»14

За невозможностью ехать весной в епархию по случаю наступившего весеннего половодья новопоставленный святитель остался в Москве и жил в Чудове монастыре. Время нового митрополита было посвящено заботам с одной стороны о своей обширной и отдаленной епархии, а с другой — произнесению проповедей в разных местах столицы. Но в июле, или вернее в октябре того же года святитель Димитрий заболел… Во время болезни посетил его сам Государь и из личной беседы со святителем узнал, что болезнь его произошла более по нравственной причине. Святитель жаловался Государю на свое здоровье, слишком слабое для Сибири, и в то же время поставил на вид неоконченность своего заветного труда — составления Четьих- Миней. Государь сочувственно отнесся к объяснению св. Димитрия и отменил назначение его в митрополита Сибири, позволив до времени оставаться в Москве. 

Демидовская икона Божией Матери. Подобной иконой митрополит Димитрий, пребывая в течение года правящим архиереем Тобольской епархии, благословил на труды на благо России промышленников Никиту и Акинфия Демидовых.

 

Между тем, 10 ноября 1701 г. скончался Ростовский митрополит Иоасаф Лазаревич, и на кафедру Ростовской митрополии возведен святитель Димитрий. 1 марта 1702 года, в воскресенье второй недели Великого поста св. Димитрий прибыл из Москвы в Ростов.

Встреченный своею паствой святитель прежде всего вступил в Спасо-Яковлевский монастырь, ближайший к Московской заставе. Здесь в храме Зачатия св. Анны он пророчески указал место своего погребения в юго-западном углу церкви, сказав: «Се покой мой, зде вселюся в век века!» После первой литургии, совершенной им в кафедральном соборе, в приветственном поучении к пастве, преподав божественный мир Ростову, Ярославлю, Угличу и всем городам епархии, святитель сказал: «Аз приидох, не да послужите ми, но да послужу вам… приидох путем, им же прииде иногда из Киева семо иже во святых отец наш Исайя, здешний Ростовский чудотворец. Аз пришел не себе угождати, но вразумляти безчинныя, утешати малодушныя, заступати немощныя… добрые любити, злые с милованием наказывати, о всех пользе пещися, всем спасения тщательно искати, о всех молитися». Обязанности же пасомых, выясняет далее святитель, состоят в повиновении своему пастырю и добронравном житии.15

Низкий уровень образования духовенства, в самом общем смысле этого слова, неизбежно отражавшийся на печальном религиозно-нравственном состоянии народа — вот что прежде всего сколько печалило, столько же и было предметом особенной попечительной архипастырской деятельности святителя. По общему замечанию знаменитого современника святителя Димитрия И. Т. Посошкова — замечанию, относящемуся не к одной Ростовско-Ярославской епархии, «нынешняя паства весьма неисправна… кии пресвитеры и во граде живут, и тии не весьма знают, в чем грех или в чем спасение, и того ради прихожан своих к покаянию не принуждают, и как кому жить спасительно не наставляют. Токмо той пресвитер мало-мало может прямо отправляти (литургию), кой довольное время побудет в городе при соборе или при разумном пресвитере в подначальстве… а буде кой не много побыл, то ничего по книгам отправити не может. У нас сельские попы обременены земледельством, и того ради не тако пекутся о служении церковном, яко о пашне своей, а паства душевная уже в стороне стала быть… Сельские бо пресвитеры самые люди простые: взростет он в деревне, деревенския дела и помышляет. Аще же ему пашни не пахать, то голодну быть».

Общеизвестно замечание святителя Димитрия в форме вопроса священнику: «Что тя приведе в чин священнический? То же, дабы спасти себе и инех? Никакоже, но чтобы прекормити жену и дети и домашния. Поискал Иисуса не для Иисуса, а для хлеба куса».

И внешность священников, по словам Посошкова, не отличалась представительностью: «Иной пресвитер во время служения своего возложит на ся одежду златотканную, а на ногах лапти растоптанные, …а кафтан нижний весь гнусен». Понятно, каково должно было быть и нравственное состояние мирян. «Я, — говорит Посошков, — истинно таковых стариков и при Москве видал, что лет под шестьдесят и больше жития своего имели, а у отцов духовных на исповеди не бывали не ради раскольничества, но ради непонуждения пресвитерского».16

Сам святитель писал в 1706 году: «Иные уже от десяти лет, иные от двадесяти лет не причащаются, а иные во всю жизнь свою не знают, что то есть причаститися Божественных Таин: разве когда младенец был крещен, тогда и причащен, чего он не помнит».

Как пастырь добрый, полагающий душу свою за овец, святитель, подавая всем пример своею жизнью и назидая паству неутомимым проповедыванием слова Божия, заботясь об искоренении пороков, происходивших от грубости и невежества в темной народной массе, обратил преимущественное внимание на умственные и нравственные недостатки духовенства. Путешествия по епархии, начатые Святителем в первый же год по прибытии на кафедру, показали ему то печальное состояние, в каком коснели сельские пастыри. Так, в 1702 году на пути из Ростова в Ярославль святитель Димитрий, как сам повествует в своем дневнике, вошел в одну из сельских церквей и обратился с вопросом к священнику: «Где хранятся Пречистыя и Животворящия Христовы Тайны?». Священник, не понимая спрашиваемого, молчал в недоумении. Святитель повторил вопрос: «Где тело Христово?». Когда и этот вопрос не был понят священником, то один из сопровождавших святителя иереев спросил: «Где запас?». Поняв наконец смысл вопроса, священник направился к углу, взял там какой-то, как сказано в дневнике святителя, «сосудец зело гнусный и показа в нем хранимую оную в небрежении толь великую святыню, на нюже святии ангели смотрят со страхом». Такое незнание и небрежение опечалили и ужаснули святителя и побудили его к написанию двух поучений или посланий, в которых объясняется в кратких словах священникам то, что они непременно должны знать.

В первом поучении святитель Димитрий как пастырь властию архиерейскою повелевал священникам: 1) строго хранить тайны поведанного на исповеди, не рассказывать чужих грехов и не тщеславиться духовничеством; 2) не презирать убогих и нищих, одинаковое имея попечение о всех душах, порученных их блюдению и 3) чтобы и днем, и ночью, и во всякое время готовы были на призыв каждого.

Во втором поучении, как пастырь и архиерей, повелевал, угрожая страшным судом Божиим: 1) чтобы сами священники достодолжным образом чтили Тайны Христовы и другим бы то же внушали; 2) чтобы запасные дары, на весь год заготовляемые, хранили в местах благопристойных и не называли бы оные простым словом «запас»; 3) чтобы к служению приготовлялись надлежащим образом, соответственно важности священнослужения, так как на оном приносится безкровная жертва, и чтобы после священнослужения пребывали в воздержании и трезвости; 4) чтобы всеми мерами старались о спасении душ человеческих и 5) чтобы поучали народ в церквах и обо всем прочем ко благу душевному всех заботились неленостно.

С сих поучений были сделаны многие списки и разосланы по городам и уездам к заказным старостам, т. е. благочинным, с подтверждением, чтобы с сих поучений каждый священник списал для себя список и, часто прочитывая в них содержащееся, старался исполнять по возможности без опущения.17

Книжное научение. Худ. А. Максимов

 

Прилагая все заботы и попечения о возможном поднятии умственного и нравственного образования духовенства не только в настоящем, но и в будущем, святитель в первый же год своего вступления на кафедру устроил при своем митрополичьем доме 18училище для детей священно-церковнослужителей, в котором число учащихся доходило до двухсот и более человек.19

Ростовское училище святителя Димитрия было основано в 1702 году. В одном из сочинений «О местах», входящих в сборник письменных ученических упражнений, написанном на задачу учителя 1 сентября 1704 года, говорится между прочим: «Третий год начинаем учиться, начинаем же от новаго лета, егда чтется на молебном пении Евангелие от Луки, в зачале тринадесятом писанное сице: прииде Иисус в Назарет, идеже бе воспитан. Отнюду же да дастся вам дух премудрости, дух разума, дух страха Божия, иже и да призовется в день сей месяца сентября, лета от создания мира 7212-го, от воплощения же Бога Слова «1704».20

Есть и другие указания в сборнике, на основании которых можно с достоверностью полагать, что святитель Димитрий, прибывший на Ростовскую кафедру 1 марта 1702 года, ровно через полгода положил начало своему училищу. И в последующие годы по окончании летних вакаций классные занятия начинались с 1 сентября. «Не всуе школьное учение от преподобного отца нашего Симеона Столпника начинается, — говорится в сочинении «О местах» на праздник этого святого, — подобает убо всякому учащемуся, аки столпу, быти постоянно в трудах».

Устроив училище на прочных основаниях, установив в нем строгий порядок по собственному плану, выработанному, можно думать, по образцам юго-западных училищ, святитель Димитрий до самого конца своей жизни неусыпно и с живейшим участием следил за ходом обучения. Хотя училищный курс разделен был на три последовательных годичных класса, которые сам святитель называл грамматическими училищами, но не одним этим ограничивалось училищное воспитание. Последнюю конечною целью училища было образование будущих пастырей Церкви, и Святитель желал, чтобы кончившие курс воспитанники умели не только произносить готовые, но и составлять собственные поучения.21

По числу классов назначено было три учителя, из которых одному усвоялось смотрительство или инспекторство. Но главное наблюдение и самое деятельное руководительство принимал на себя сам святитель. В свободное от архипастырских занятий время он собирал более способных воспитанников и объяснял им некоторые книги из Ветхого Завета, а летом на архиерейской даче в селе Демьянах в 5 верстах от Ростова объяснял Новый Завет. Обращение святителя с учащимися было чисто отеческое. Заботясь об их умственном и нравственном преуспеянии, бдительно следя за точным исполнением ими христианских обязанностей, поощряя таланты и трудолюбие всеми возможными способами, святитель был для них истинным отцом и воспитателем. Тесный духовный союз святителя с учащимися и учащими и глубокая архипастырская любовь к тем и другим лучше всего характеризуются словами, которые часто повторял он в их утешение и одобрение: «Аще аз сподоблюся получить от Господа милость, тогда и об вас буду Его молити, дабы и вы такожде получили от Него милость. Писано бо есть, да идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет».

Прежние средства Ростовской митрополии были весьма большие. Но за поступлением их в ведение Монастырского приказа, который был обязан доставлять большие сборы на военные общегосударственные потребности, явилось вместе с оскудением архиерейских кафедр вообще оскудение и средств богатой Ростовской митрополии. Положение святителя и как архипастыря в делах благоустроений паствы, и в отношении к поддержанию любимой им школы, в которой видел он залог и обеспечение будущего умственно-нравственного возвышения духовенства, не говоря о материальной скудости и лишениях самого святителя, было крайне тяжелое.

Печаль об оскудении средств кафедры и в зависимости от нее школы святитель выражает в письме своем от 10 декабря 1706 года к митрополиту Новгородскому Иову: «Попущением Божиим сотворшаяся дому Архиерейскому скудость сотвори препятие… и уже вся та, чем дому Архиерейскому питатися, от нас отнята суть; оскудевше убо во всем, оскудехом и во учении».22

Митрополит Иов Новгородский

 

«Немощствую, — пишет святитель 19 мая 1707 года своему знакомому иноку Московского Чудова монастыря Феологу, — отчасти же и печалию смущаюся, видя беды, сущия священником, и зря слезы их и дом наш, час от часу скудающий. Аще и уповаю аз на Бога, …онех нужду видя опечаляюся».23

Ревностно и с самоотвержением трудясь для благоустроения церковного в своей епархии, святитель не оставлял и своих келейных занятий и продолжал трудиться над окончанием Четьих-Миней. 9 февраля 1705 года закончился этот многолетний труд святителя, имеющий громадное значение для Русской Православной Церкви. Сам святитель отметил в одной из записей окончание своего труда молитвою св. Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши раба Твоего Владыко!». Четьи-Минеи святителя Димитрия драгоценны, как живая проповедь силы веры во Христа и самоотверженной любви к Нему как Искупителю в сказаниях об исторических лицах, подвигах и страданиях за Христа святых Божиих. Потому они составляли и доселе составляют любимое чтение православных чад Церкви, нравственно их воспитывающее.

Новые труды и заботы ожидали святителя. До него стали доходить сведения, что во многих местах епархии появились лжеучители — выходцы из Брынских лесов, последователи Аввакума, Капитона и других расколоначальников, которые соблазняют невежд и, распространяя свое лжеучение, отторгают простых и доверчивых людей от лона Православной Церкви.Как пастырь добрый и ревнитель Православия для укрепления колеблющихся в правоверии и возвращения заблудших на путь истинный святитель предпринял новый труд: «Розыск о раскольнической Брынской вере, о учении и делах их». Труд свой святитель окончил в 1709 году незадолго до своей кончины.24       

Но и ранее святитель принимал деятельные меры против раскола. В Ростовской области раскол мог найти для себя более, чем где-либо удобный приют и усилиться вследствие самого ее географического положения.25  Здесь был узел нескольких торговых и правительственных путей: Архангельск, Олонец, Вологда — с одной стороны, Волга с Костромой — с другой, Рязань — с третьей. Святитель считал раскол только плодом невежества и соединённого с ним упрямства и грубости, и с этих сторон обличал его.

Во время раскола. Худ. С. В. Иванов. 1909

 

Предостерегая паству от скрывающихся в Ростове раскольников, он говорил в 1706 году в одной проповеди о сеятеле «к препростому народу»: «плевелы, глаголю, раскольнические учения, и земля та окаянная, яже плевелы приемлет, окаянныя, глаголю, сердца тыя, яже раскольническому учению внемлют и прельщаются. Диавол то есть птица, зоблющая (клюющая) слово от сердца человеческаго. Она изыде на землю и сотвори себе гнездо в пустыне, в Брынских лесах, и птенцов себе многих расплоди… оттуда посылает во вся грады зобати семена словесе Божия. Птицы бесовския — раскольники, излетевше от гнезда своего Брынскаго, научили многих бегати Святой Церкви… лжуще и прельщающе простых мужиков и баб и глаголюще: уже ныне Церковь не Церковь, попы не попы». Далее обличает святитель грубую безнравственность жизни раскольников. Впрочем, виноватым в отпадении признает святитель и самих пастырей.26  

В «Кратких вопросах и ответах о вере» святитель также касается раскола, именно раскольничьих мнений о двоеперстии и брадобритии, разделений раскола на толки. «Слышах аз, — пишет святитель, — яко мнози, оставляюще домы своя, имение и сродники, бежат в пустыню, в леса Брынскии, аки бы ищуще Христа и правыя веры… будто Христос и яже в него вера сидит негде в лесе, за колодою… слышах и то, яко у раскольщиков сокровенно уже и Христы обретаются, предтеч антихристовых наплодилося».27  

Окончательной обработке обширного труда над исследованием раскола, именно «Розыска о Брынской вере», предшествовало еще составление «Келейной летописи», доведенной до 3600 года от сотворения мира. С какою любовью относился святитель к этому труду, каки к другим своим келейным письменным занятиям, ясно показывают его письма в Москву к близким ему лицам о присылке к нему летописных или других пособий, которых нет под руками.28

Для наших благоговейных воспоминаний о святителе в настоящее наше торжество достаточно знать, как смотрел сам святитель на келейные ученые труды свои. «Возжелах от скуки, — пишет святитель в одном из писем к Феологу, — аще Господь восхощет, сочинить летописец вкратце за келлию, но не имам книг. Все летописныя книги с епархии Ростовской взяты к вам». В письме к Стефану Яворскому святитель, делясь своими мыслями о цели, плане и содержании своей летописи, отдавая должное как ученый богослов и церковный историк требованиям научной истины, в то же время замечает: «Мне же предлежат духовная, и я намерен… идти путем Священной истории, не совсем исключая гражданскую, но прилежа больше к священным, нежели мирским. Под названием и образом летописи желал бых некая полезная нравоучения писать, хотячи (желая) читателя не только историями утешать, но и нравоучениями вразумлять».

Летопись, хотя и не доконченная, дошла до нашего времени в таком большом количестве списков, как ни одно из остальных произведений святителя. Это одно уже показывает, что Святитель не только в своей проповеднической постоянной и неутомимой деятельности прежде всего отвечал насущным современным требованиям народной и общественной нравственной жизни, но и в исторических своих трудах являлся выразителем и истолкователем истинно народных православно-нравственных воззрений, и именно в этом высоком смысле «православия ревнителем», как ублажает его Русская Православная Церковь.

В своем же приснопамятном для Православной Русской Церкви великом труде «Розыске о Брынской вере», явив себя глубоким и всесторонним исследователем заблуждений, святитель раскрыл самый дух раскола, чуждый евангельской истины и любви. Вступлением к этому последнему в земной жизни труду святителя явилось сказанное в Ярославле 23 ноября 1708 года «Поучение о четвероконечном кресте». В приступе объяснен святителем и самый повод к произнесению слова: «Отрекшеся Святой Православной Кафолической Апостольской Церкви, своя же соборища негде в тайных местах или в пустынях составляюще и противным учением своим многия подобныя себе невежи в заблуждение прельщающи, раскольники, неведомо киим образом неразумным умствующе… отверзоша лаятельная уста своя на хуление честнаго четвероконечнаго Креста Христова, нарицающе того крыжем латинским и печатию антихристовою».

Исторически рассмотревши происхождение Креста, святитель продолжает: «Не число крестных рогов творит ны христианы, токмо вера в распятаго на Кресте Христа… Крыж — слово польское, да и Крест был латинский, ибо Христа распяли римляне, которые в Русь по осьмиконечный крест (в негоже раскольницы, аки в Бога веруют) не послаша».29

Причину и цель своего сочинения святитель объясняет в предисловии: «Моему убо смирению, ему же препростый народ в паству вверися, надлежит простыми словами увещание простерти ко уклоняющимся в раскольническое заблуждение. Посла бо мене Христос благовестити не в премудрости слова… Не довлеет нашему смирению к вам, о возлюблении, самыми только устными словесы беседу простирати, но и писанием полезная беседовати подобает. Яже бо усты глаголю и их же вы поучаю, то судих и писанию предати и в епархию послати». Содержание книги видно из самого заглавия ее: «Розыск о раскольнической Брынской вере, о учении их и делах их, и изъявление, яко вера их неправа, учение их душевредно и дела их не богоугодна».

Смотря на раскол как на плод невежества, святитель пишет: «Человеку неучену сущу и светом разума непросвещенну не удобно есть постигати глубину Писания Святаго и толковати недоведомыя того тайны, на то токмо уповающему, яко черное по белом знает и по книгам бродит».30

Источники «Розыска» чрезвычайно многочисленны, но святитель пользовался и сказаниями очевидцев и личными сведениями. Резкий тон обличений вызывался резкостью раскольнических писаний. Но и в нем слышится вся глубина и жизненность любви к спасению заблуждающих. В заключении всего своего труда святитель молит Господа об обращении заблудших на путь истины и выражает просьбу к собратиям своим епископам и всему духовному чину исправить книгу, «аще обрящется в ней что неправо».

По разнообразному содержанию многочисленных творений святителя Димитрия можно сказать, что он был и духовным витиею — проповедником слова Божия, и богословом — истолкователем догматов Православной Церкви, и обличителем заблуждений раскола в его многочисленных толках и сектах, и церковным историком, и жизнеописателем святых, и певцом-песнописцем духовных стихотворений. Но всю свою ученость богословскую и классическую, все свое широкое и многостороннее образование и таланты он принес на алтарь Православной Церкви, как ея верный священнослужитель — инок, игумен и краткое время архимандрит в пределах Малороссии, окончательно же осуществил в своем святительском делании, в неусыпных, самоотверженных и полных мудрой энергии и горячей любви к спасению вверенных его попечениям душ, подвигах просветителя, ревнителя и охранителя истинного Православия, обличителя заблуждений, благоустроителя церковного чина и порядка в Ростово-Ярославской пастве.

Св. Димитрий Ростовский за работой. Неизвестный художник. XVIII век. Из собрания Музея-заповедника «Ростовский кремль»

 

Семь лет восемь месяцев и двадцать шесть дней подвизался святитель Димитрий на кафедре Ростово-Ярославской паствы. Непродолжительно было время его святительской деятельности, но оно было венцом всей его жизни, плодом духовно-созерцательной иноческой жизни, проповеднических трудов в Малороссии, в Вильне, Слуцке и других местах в защиту угнетаемого Православия от польского католичества и Литовской унии.31

Высок образ святителя как самоотверженного и мудрого деятеля для духовно-нравственного и православно-церковного устроения своей паствы. Но он еще выше является в наших молитвенных воспоминаниях, когда мы представим, в каких трудных обстоятельствах в смысле церковно-общественном проходило и какие разного рода препятствия и материальные, и нравственные встречало архипастырское служение святителя.

Имея неусыпное попечение о вверенной ему от Бога пастве, посвящая много времени на свои письменные труды, святитель не оставлял ни одного дня без присутствования при богослужении. В воскресные и праздничные дни сам неопустительно совершал литургию и после нее всегда произносил поучение. Когда бывали в нарочитые дни праздников крестные ходы из соборного храма в одну из приходских церквей, хотя бы и далеко было расстояние от кремля, почти всегда сам участвовал в крестном ходе, совершал литургию и говорил поучение народу. Часто посещал Ярославль и нередко делал объезды по епархии, останавливался и в иноческих обителях, и в сельских приходах и таким образом наблюдал и узнавал на месте состояние паствы.

Как в своих поучениях святитель выяснял главным образом высоту христианской любви к Богу и ближнему, а рисуя неприглядную картину жизни современного ему общества, обличал недостаток этой любви между людьми, отсутствие братства, притеснение слабых сильными, но при этом, не стесняясь положением сильного, не щадил в своих обличениях и недостатков слабого, — так он заботливо осуществлял эти идеальные требования и в личных своих отношениях и деятельности к подчиненным ему. Он был строго требователен к исполнению ими своих обязанностей и взыскивал за нарушение, но без суровости; сохранял достоинство своего сана без превозношения, без различия общественного положения; имел одинаково глубокую и нелицемерную любовь к малым и великим, чем и стяжал искреннюю любовь всех истинных чад Православной Церкви.32

Строго воздержный от всякого излишества, святитель поучал своим личным примером и своих подчиненных умеренности в пище и питии. В святую же Четыредесятницу он держал строгий пост, вкушая в первую и Страстную седмицы один раз, а остальные дни проводил в совершенном посте и молитве. Со дня своего вступления в монашество и до конца своей жизни святитель строго и свято сохранил данный им обет нестяжательности и не только не заботился о приобретении какого-либо имущества, но не дозволял себе иметь и излишних одежд или вещей и, как сам свидетельствовал в своем духовном завещании, не оставил по себе ни серебра, ни злата, ничего не имея, кроме душеполезных и нужных книг.

Духовное завещание святителя составлено было за два с половиной года до кончины и вручено было митрополиту Рязанскому Стефану Яворскому. Имея друг к другу особенную взаимную братскую приязнь, доверие и любовь, архипастыри положили между собою, чтобы тот, который переживет другого, совершил и его погребение. Этот священный обет пришлось исполнить митрополиту Рязанскому.

В октябре 1709 года царица Прасковья Феодоровна отправилась из Москвы в Ярославль на поклонение Толгской иконе Божией Матери. Но так как за распутицей добраться до Ярославля было трудно, то повелено было святую чудотворную икону принести в Ростов. Святитель позвал к себе своего казначея Филарета и между прочими приказаниями сказал ему: «Се грядут в Ростов две гостьи: Царица Небесная и царица земная. Только я видеть их здесь уже не сподоблюсь, а к принятию их надлежит готовым быти тебе, казначею». Так святителю свыше дано было от Господа предуведать свою кончину.

Чудотворная Толгская икона Божией Матери, находящаяся в Ярославском Толгском монастыре

 

Дня за три до своего преставления святитель стал изнемогать и очень кашлять. В день своего тезоименитства 26 октября, в день памяти св. великомученика Димитрия, он еще мог совершить литургию в соборном храме, но поучения своего сам произнести оказался не в силах и поручил прочитать его по тетради одному из певчих. Это была последняя литургия, совершенная святителем. Во время трапезы в Белой палате он сидел за столом с бывшими у него гостями, но с большим принуждением.

27 октября по усиленной просьбе присылавшей дважды своего дворецкого монахини Варсонофии Козинской, своей постриженницы и почитательницы, бывшей кормилицы и воспитательницы царевича Алексея Петровича, святитель посетил ее, но возвратился уже поддерживаемый служителями. Телесные силы святителя быстро упадали.

В последнем письме своей жизни к старому своему другу Феологу он писал того же 27 числа: «Вопрошаши мене, возлюбленне, о моем здравии. Поистине возвещаю ти, яко немоществую, прежде бывало мое здравие пополам: полуздрав и полунедужен. А ныне недугование превозмогает, и едва третия доля здравия остается, обаче будто мужаюся и движуся о Господе моем, в Его же руку живот мой. Дела ныне никакого не делаю: до чего не примусь, все из рук падет. Дни мне стали темны, очи мало видят: в нощи свет свещеный мало способствует, паче же вредит, егда долго в письмо смотрюся, а недугование заставляет лежать да стонать. В таковом моем нездравом здравии не вем, что чаяти: живот или смерть, — в том воля Господня да будет. На смерть не готов, обаче по воле и по велению Господню должен готов быти. Силен же есть Владыка мой еще укрепити мою немощь»33

Вечером 27 октября святитель приказал позвать певчих и заставил их петь некоторые из сочиненных им самим духовных песнопений: «Иисусе мой прелюбезный»; «Надежду мою в Бозе полагаю»; «Ты мой Бог, Иисусе, Ты моя радосте». По окончании пения, отпустив всех певчих и оставив одного «любимаго певчаго и усерднейшаго ему помощника в трудах», писаря бельца Савву Яковлева, святитель беседовал с ним, рассказывая о своей жизни, как он провел её в юности и совершенном возрасте, как молился Господу Богу, Пречистой Богоматери и всем святым угодникам Божиим. И в заключение сказал ему: «И вы, дети, молитесь также», — а потом прибавил: «Время и тебе, чадо, идти в дом свой». Когда певчий принял благословение, святитель, провожая его, поклонился ему едва ли не до земли, благодаря за труды в переписывании сочинений. Пораженный таким смирением владыки, юноша воскликнул: «Мне ли, последнейшему твоему рабу, владыко святый, ты так поклоняешься?!» Но святитель снова кротко повторил: «Благодарю тебя, чадо». Юноша в слезах пошел домой.

Отпустив всех своих служителей, святитель затворился для молитвы в особой келии, и когда утром 28 октября 1709 года вошли в неё, то нашли его уже почившим на коленях в молитве. По облачении во все святительские одежды тело почившего архипастыря положено было в гроб и в тот же день вынесено в церковь Спаса Всемилостивого, что близ архиерейских келий на сенях.

Прибывшая в тот же день в Ростов для поклонения Толгской иконе Божией Матери царица Параскева Феодоровна с царевнами Екатериной, Параскевой и Анной Иоанновнами со скорбью узнала о преставлении святителя. В ее присутствии совершена была над телом новопреставленного святителя первая соборная панихида, а 30 числа октября согласно её желанию тело святителя было торжественно перенесено из Спасской домовой церкви в соборный Успенский храм. После совершенной здесь второй панихиды в её присутствии царица с царевнами отбыли обратно в Москву.

Вид Соборной плащади Ростовского кремля, бывшего архиерейского дома, где жил св. Димитрий. На переднем плане — Успенский собор, в котором он неоднократно служил и произносил проповеди. Здесь же гроб с его телом находился до погребения

 

По получении в Москве в Монастырском приказе духовной грамоты святителя, собственноручно им написанной 4 апреля 1707 года, исполнено было согласие его желанию и прошению. Прислан был в Ростов указ, чтобы тело святителя по его назначению и указанию погребено было в Яковлевском монастыре, в Зачатьевской церкви, у стены в юго-западном углу.

В ноябре для совершения погребения тела своего почившего друга прибыл в Ростов преосвященный Стефан Яворский, митрополит Рязанский, Местоблюститель патриаршего престола. Много плакав над телом своего возлюбленного собрата, он приказал эконому архиерейского дома Филарету приготовить все нужное для погребения святителя в Яковлевском монастыре.

В назначенный для погребения день, 25 ноября после литургии, соборне совершенной преосвященным Стефаном в Ростовском Успенском соборе, и по совершении надгробного пения над телом почившего святителя последовало торжественное перенесение его при участии всего городского духовенства и многих иногородних и сельских священнослужителей в сопровождении многочисленных жителей гор. Ростова и приезжих из иных мест в Яковлевский монастырь и предано земле на избранном самим святителем месте. Свое надгробное слово, которым почтил митрополит Стефан Яворский своего почившего друга, он заключил восклицанием: «Свят Димитрий, свят!».

Имя святителя Димитрия славилось по всей России в его творениях, и Господу угодно было прославить Своего подвижника, ревнителя и учителя Православия и вышеземною славою. 21 сентября 1752 года по случаю переделки церковного пола над местом погребения святителя обретены нетленными его честные мощи. Начали совершаться чудеса, молва о которых дошла до императрицы Елисаветы Петровны. Послана была от Св. Синода комиссия для собрания сведений на месте о совершившихся чудесах. В конце своего донесения Св. Синоду митрополит Арсений писал: «По моему же признанию, не мало и то чудо имеется, что через толикое время тело Преосвященнаго Димитрия, в земли и грязи лежащее, само в конец не истлело, и облачение в прах не обратилось. И такового чуда за чудо не признавать опасность есть моей совести, дабы не богоборствовать».

1 апреля 1757 года нетленное тело святителя Димитрия, по множеству «бывших от онаго чудес и исцелений признано святыми мощами». Установлено праздновать обретение мощей 21 сентября, велено составить службу, и разосланы о сем указы 22 апреля.

 

Издание учредителя Ростовского общества хоругвеносцев

Н. А. Успенского.

Ростов Ярославский.

Типография А. Х. Оппеля, на Окружной улице.

1902

button up